Суслов Виктор Иванович
Ученая степень: Доктор экономических наук
Ученое звание: Член-корреспондент РАН
Страна: Россия
Город: Новосибирск
Место работы: Институт экономики и организации промышленного производства
Должность: Заведующий лабораторией моделирования и анализа экономических процессов

Область научных интересов

Достижения

Проекты


Коалиционный анализ и эффекты межрегиональной интеграции
(Подробности...)
Устойчивость функционирования политического, экономического или торгового объединения стран или регионов определяется тем, насколько выгодным полагают для себя членство в данном союзе его субъекты. В зависимости от преобладающих оценок могут происходить полный распад многорегиональных систем, расширение или сокращение состава участников, а также сохранение статус-кво. Интенсивность межрегионального обмена используется как показатель степени межрегиональной интеграции экономической системы. Настоящая статья представляет возможности метода коалиционного анализа в области оценки степени взаимозависимости многорегиональной экономики Российской Федерации. Дан аналитический обзор структурных и статистических моделей, применяемых для оценки эффектов межрегиональной интеграции, и обоснован выбор используемого подхода. Основу коалиционного анализа составляют метод «затраты — выпуск» и теория кооперативных игр, а базой для реализации служит пространственная модель «затраты — выпуск» экономики России, построенная на методологии статистики национальных счетов в разрезе федеральных округов. Используется полудинамическая версия оптимизационной мультирегиональной межотраслевой модели (ОМММ) на статистической базе 2013 г. для прогноза на перспективу до 2030 г. На этой основе выполнен коалиционный анализ эффектов межрегиональных взаимодействий. Расчеты обнаружили высокую степень как межрегиональной интеграции, так и вовлеченности национальной экономики в мировую. В зависимости от структуры производства и потребления экономики федеральные округа выказывают различающиеся способности адаптации к гипотетическим изменениям объема межрегиональных связей, Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа лучше адаптируются к разрыву межрегиональных связей, чем другие регионы. Центральный, Северо-Кавказский, Южный и Приволжский округа более всего выигрывают от интеграции в многорегиональную систему и от выхода на внешний рынок. Перспективы использования коалиционного анализа связаны с введением условия равновесия, что позволит оценивать степень эквивалентности межрегионального обмена.

Моделирование роли государства в пространственной агент-ориентированной модели
(Подробности...)
Статья посвящена дальнейшему развитию агент-ориентированной многорегиональной модели «затраты — выпуск» (АОМММ) российской экономики. Мы рассматриваем концепцию включения в модель государства и анализируем результаты экспериментальных расчетов для условного примера пространственной экономики. В модели выделяется ряд новых агентов: федеральное и региональные правительства, пенсионный фонд, а также государственные предприятия, производящие общественные блага на федеральном и региональном уровнях. Деятельность государства связана с установлением четырех видов налогов (подоходный налог, налог на прибыль, НДС и страховые взносы), обеспечением населения общественными товарами и предоставлением социальных, инвестиционных и межбюджетных трансфертов домашним хозяйствам, фирмам и бюджетам. Социальные трансферты включают социальную помощь и пособия по безработице. В функции полезности домашних хозяйств добавляются слагаемые, связанные с общегосударственными и региональными общественными благами. Бюджетная политика разрабатывается в соответствии с максимизацией изоэластичной функции общественного благосостояния, формализующей выбор между различными представлениями о социальной справедливости. Для мониторинга неравенства населения по доходам используется коэффициент Джини. В статье представлены результаты экспериментальных расчетов по изучению сходимости нового варианта модели к состоянию квазиравновесия. Особое внимание уделяется поиску оптимального уровня налогообложения, при котором максимизируется функция общественного благосостояния. Определены оптимальные налоговые ставки в четырех вариантах: для трех основных налогов при заданном соотношении ставок и для каждого налога отдельно при нулевых ставках двух других налогов. Намечены дальнейшие направления развития модели, позволяющие исследовать пространственное развитие российской экономики с учетом принятия решений частными агентами в ответ на изменения государственной политики.

Подходы к разработке и согласованию стратегий экономического развития макрорегионов страны
(Подробности...)
В статье определены стратегические цели экономического развития России и задачи для их дости-жения. Указаны средства, механизмы и инструменты решения поставленных задач. Выделены приори-теты государственной региональной политики. Предложены Стратегия социально-экономического раз-вития Сибири, построение сценариев стратегического развития с использованием комплекса экономико-математических моделей. Представлено согласование стратегий экономического развития четырех макрорегионов страны. Приведены общие замечания к разработке стратегий макрорегионов России.
Актуальное

События
Даты
Мероприятия
Семинары
Конференции
Круглые столы
Симпозиумы
Конкурсы
<Январь 2019>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910