Пасынков Алексей Федорович
Ученая степень: Кандидат экономических наук
Ученое звание: доцент
Страна: Россия
Город: Екатеринбург
Место работы: Институт экономики УрО РАН
Должность: Заведующий сектором финансового и стратегического развития

Область научных интересов

Достижения

Проекты


Финансовое обеспечение пенсионной системы России в категориях системы национальных счетов
(Подробности...)
Изменения, проводимые в пенсионной системе России, породили дискуссию о степени финансового обеспечения пенсионных прав населения, соотношения «собственных поступлений» и трансфертов федерального бюджета на обеспечение выплат пенсий. Можно предположить, что сложившиеся в современной экономической литературе и обществе представления о схемах и направлениях финансового обеспечения пенсионной системы РФ являются достаточно ограниченными. Поэтому основной целью настоящего исследования является комплексная оценка видов и направлений расходов на пенсионное обеспечение в Российской Федерации, проведенная с позиции их отображения в Системе национальных счетов (СНС). В работе обобщены принципы определения расходов на пенсионное обеспечение домашних хозяйств в рамках СНС, выделены базовые отличия форм пенсионной системы и их описание в счетах Системы национальных счетов. Проведена классификация видов и источников финансовых потоков пенсионной системы в Российской Федерации, выделены каналы и динамика финансирования пенсионных обязательств. На основе сопоставления разрозненных данных о пенсионном обеспечении различных категорий лиц составлена авторская схема потоков пенсионной системы РФ по различным источникам: Пенсионный фонд РФ, силовые ведомства России, судебная система и др. На этой основе проведен сравнительный анализ ключевых параметров пенсионной системы по различным источникам финансирования: средний размер пенсии, нагрузка пенсионных отчислений на оплату труда, соотношение занятых и пенсионеров у различных форм пенсионной системы РФ. В итоге автором показано, что в России сложилось несколько форм пенсионного обеспечения, разных по масштабу и источникам финансирования. Использование только данных Пенсионного фонда РФ при анализе свойств пенсионной системы РФ некорректно с точки зрения как базовых принципов учета потоков СНС, так и реального замещения доходов пенсионеров. Автором доказывается, что значительная часть расходных обязательств на пенсионное обеспечение связана с принятием государственными органами власти повышенных социальных обязательств, а не с недостатком поступлений от работающего населения. Результаты исследования могут послужить основой для расчета пенсионных обязательств в РФ.

Региональная балансовая модель финансовых потоков на основе секторального подхода системы национальных счетов
(Подробности...)
Основной целью исследования, результаты которого отражены в настоящей статье, является теоретико-методологическое обоснование возможностей построения региональной балансовой модели финансовых потоков, согласованной с принципами построения международной Системы национальных счетов. В работе обобщен мировой опыт построения региональных счетов в рамках Системы национальных счетов, отражены достоинства и недостатки существующей методики построения матрицы социальных (финансовых) счетов (Social Accounting Matrix). Предложен авторский подход к построению региональной балансовой модели финансовых потоков, которая основывается на дезагрегированных таблицах формирования, распределения и использования добавленной стоимости территории по институциональным секторам Системы национальных счетов (корпорации, государственное управление, домашние хозяйства). В рамках решения проблемы перевода добавленной стоимости из отраслей в сектора авторы предложили подход к учету формирования, распределения и использования добавленной стоимости в рамках институциональных секторов территорий. Предложенные методы расчета основываются на доступной информационной базе органов статистики и федеральных служб, находящихся в открытом доступе. Авторами представлена схема взаимосвязей показателей региональной балансовой модели финансовых потоков, которая позволяет взаимно увязать движение ресурсов региона по секторам «Корпорации», «Государственное управление» и «Домашние хозяйства» между собой, а денежные потоки региона — по секторам и направлениям использования. В итоге они образуют единый счет формирования и распределения финансовых ресурсов территории, представляющий собой региональную балансовую модель финансовых потоков. Данная матрица показывает распределение финансовых ресурсов по источникам доходов и секторам, где компоненты формирования (оплата труда, налоги и валовая прибыль), распределения (трансферты и платежи) и использования (конечное потребление, накопление) добавленной стоимости взимоувязываются по секторам (корпорации, государственное управление, домашние хозяйства) по принципу двойной записи. Балансирующими показателями движения финансовых ресурсов выступает сальдо чистого кредитования (заимствования) институциональных секторов, который показывает превышение (недостаток) финансовых ресурсов отдельных секторов при их использовании.

Сравнение финансовой устойчивости регионов РФ и Монголии на основе системы национальных счетов
(Подробности...)
Основной целью исследования, результаты которого отражены в настоящей статье, выступает сравнительная оценка финансовой устойчивости территорий Монголии и Российской Федерации в рамках проводимых международных исследований по определению динамики социально-экономического развития регионов обеих стран. В работе сделана попытка взаимоувязки существующих источников данных по региональному развитию РФ и Монголии в единую сопоставимую систему оценки финансовой устойчивости территорий на основе методологии построения Системы национальных счетов. Представлен авторский подход к формированию и наполнению региональных балансов движения финансовых потоков регионов в разрезе секторов «корпорации», «государственное управление» и «домашние хозяйства». Определены сравнительные характеристики социально-экономического развития 21 аймака Монголии, столицы — Улан-Батора, и пяти приграничных субъектов РФ (Республик Алтай, Тува, Бурятия, Хакасия и Забайкальский Край), а также укрупненных макрорегионов (Монголия в целом, приграничные территории России в совокупности и Свердловская область как «срединный регион»). По данным территориям проведен анализ структуры валового регионального продукта, который выявил сельскохозяйственную специализацию регионов Монголии и превалирование сектора услуг и государственного управления в формировании добавленной стоимости российских территорий. Также выделены особенности распределения добавленной стоимости по сектору «корпорации» обеих стран, заключающиеся в разном структурном соотношении показателей СНС. Исследование движения финансовых ресурсов по сектору «государственное управление» позволило сделать вывод о более сбалансированном соотношении собственных доходов и расходов бюджетов регионов Монголии, по сравнению с приграничными территориями РФ. В итоге по всей совокупности выделенных территорий определены общие черты и закономерности их финансового развития по секторам экономики, представлены основные выводы и схемы формирования финансовой устойчивости регионов РФ и Монголии.

Классификация регионов РФ по критериям саморазвития
(Подробности...)
В статье приводятся результаты выделения регионов Российской Федерации по двум критериям саморазвития — валовому внутреннему продукту и финансовому балансу территории. На основе авторских расчетов проведена классификация регионов России по типу экономического развития территорий, а также саморазвивающихся регионов — по типу хозяйственного развития.

Attributes of self-developing socio-economic systems
(Подробности...)
Place of the concept “self-developing socio-economic systems” within the context of similar economic categories is considered in the paper. As a result of the analysis of the existing approaches, author’s criteria of singling-out self-developing regions including Gross Regional Product and financial balance of a territory are defined.

Признаки и свойства саморазвивающихся социально-экономических систем
(Подробности...)
В статье рассматривается место понятия «саморазвивающиеся социально-экономические системы» в ряду близких по значению экономических категорий. В результате анализа существующих подходов определены авторские критерии выделения саморазвивающихся регионов, к которым отнесены валовой внутренний продукт и финансовый баланс территории.

Концептуальные основы формирования финансовой устойчивости территории: теоретико-методологический подход
(Подробности...)
В статье рассматривается понятие «устойчивость» с позиций математических теорий, экономического развития и финансовой подсистемы экономики. Обоснованы основные положения теории финансовой устойчивости территорий. Выделены типы и состояния финансовой устойчивости территориальных систем, предложен методологический подход к их оценке на основе принципов построения Системы национальных счетов.
Актуальное

События
Даты
Мероприятия
Семинары
Конференции
Круглые столы
Симпозиумы
Конкурсы
<Январь 2019>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910