Амбарова Полина Анатольевна
Ученая степень: кандидат социологических наук
Ученое звание: доцент
Страна: Российская Федерация
Город: Екатеринбург
Место работы: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Должность: доцент

Область научных интересов

Достижения

Проекты


Высшее образование как фактор сохранения городов в Уральском макрорегионе
(Подробности...)
В статье рассматривается проблема взаимосвязи развития уральских городов и организаций высшего образования в них. Актуальность исследования этой проблемы обусловлена необходимостью поиска ресурсов социально-экономического, демографического и социокультурного развития средних, больших и крупных городов Уральского федерального округа. Многие из этих городов находятся в состоянии кризиса, один из путей преодоления которого авторы видят в развитии в них университетов и филиалов вузов. В центре внимания — взаимосвязи и зависимости противоречивых процессов в высшем образовании и различных по своей направленности (конструктивных и деструктивных) тенденций, характеризующих динамику уральских городов. Впервые на теоретическом уровне и на конкретном эмпирическом материале показаны условия и барьеры реализации градосохраняющей функции вузов. Эта функция тесно связана с «третьей миссией» университета. Доказывается, что в условиях социальной и экономической неопределенности университеты и сильные филиалы вузов в средних, больших и крупных городах макрорегиона могут стать фактором сохранения последних. На материалах кейсов трех городов УрФО — Нижнего Тагила, Сургута и Тобольска — показана необходимость обратной связи между городом и вузом, преодоления существующей между ними дистанцированности. Изучение высшего образования в названных городах УрФО подтвердило существование связи между деградацией образовательных организаций высшей школы и возникающими в течение определенного времени негативными тенденциями — миграцией молодежи, а затем — социальным и экономическим упадком города. Аргументируется потребность во взаимной поддержке образовательных организаций высшей школы и субъектов городского социума. Градосохраняющая функция вузов может осуществляться при условии вузосохраняющей деятельности университетского руководства, городской общественности, властей города и региона. Авторы утверждают, что стратегии городов должны включать в себя положения о сохранении университетов и взаимодействии с ними как механизмами, позволяющими городам выступать в роли основных агентов социально-экономического и социокультурного развития УрФО. Результаты исследования могут стать основой совершенствования образовательной политики УрФО, а также стратегий развития средних, больших и крупных городов округа.

Сетевое взаимодействие вузов в системе высшего образования Уральского макрорегиона
(Подробности...)
Предметом анализа являются характеристики и формы сотрудничества между вузами Уральского федерального округа на основе их типологии. Цель статьи состоит в обосновании необходимости и возможности сетевого взаимодействия между вузами макрорегиона. Доказывается важность и потенциальная эффективность межвузовского сетевого взаимодействия в условиях социально-экономической неопределенности развития УрФО и его высшего образования. Сетевое взаимодействие и многостороннее сотрудничество рассматривается как новый тип межвузовских отношений, которые могут быть активизированы и интенсифицированы за счет усиления связей вузов со стейкхолдерами. Все эти связи и взаимодействия характеризуются как базовые элементы нелинейной модели высшего образования. Как конкретизацию сетевых взаимодействий и сотрудничества между вузами авторы интерпретируют различные его форматы и формы и рассматривают отдельные кейсы складывающихся отношений нового типа. В этом они видят реальную и потенциальную инновационность процессов нелинейного развития высшей школы. Изложенные в статье положения позволяют утверждать, что при создании необходимых условий возможно формирование сетевого взаимодействия вузов в макрорегионе. Развитие межвузовского сетевого взаимодействия способно превратить высшее образование в УрФО в драйвер социально-экономического развития округа, обеспечить конкурентоспособность высшей школы макрорегиона в российском и глобальном образовательном пространстве, повысить его роль в жизни общества, стать одним из наиболее значимых элементов нелинейной модели развития высшего образования в стране. Авторское исследование базируется на междисциплинарной методологии, включающей в себя потенциал теоретической социологии, социологии высшей школы, экономической социологии, теории управления, региональной экономики. Результаты исследования могут стать основой совершенствования образовательной политики УрФО

Концептуальные основы перехода к нелинейной модели высшего образования в регионе
(Подробности...)
Предметом анализа являются нелинейные характеристики новой модели высшего образования во взаимосвязи с его ресурностью и рисками внешней среды. Цель данной статьи — исходя из теоретических позиций, результатов изучения нелинейных социально-экономических процессов и экспертных интервью обосновать необходимость и возможность перехода к нелинейной модели высшего образования в регионе. В связи с этим охарактеризованы социально-экономические факторы такого перехода, показана объективная необходимость его осуществления в условиях экономической и социальной неопределенности развития конкретного региона — Уральского федерального округа. Рассматривается новый тип отношений между вузами и их социальными партнерами. Аргументируется необходимость изменения характера взаимодействий между образовательными общностями, нового использования спектра экономических, социальных и духовных ресурсов, постоянного поиска новых механизмов связи с внешней средой, управленческих решений. УрФО показан как один из наиболее продвинутых регионов Российской Федерации не только в экономике, социальной и культурной жизни, но в высшем образовании. С этим обстоятельством связан постоянный интенсивный поиск инновационных подходов к модернизации высшего образования региона, в том числе формирования его нелинейной модели. Изложенные в статье положения позволяют сформулировать гипотезу о том, что нелинейная модель высшего образования может обеспечить его конкурентоспособность в глобальном образовательном пространстве, повысить его роль в жизни общества и конкретных регионов страны, превратить в локомотив социально-экономического и социокультурного развития. Исследование базируется на междисциплинарной методологии, включающей в себя потенциал теоретической социологии, социологии образования, экономической социологии, теории управления, региональной экономики. Результаты исследования могут стать основой совершенствования образовательной политики УрФО.
Актуальное

События
Даты
Мероприятия
Семинары
Конференции
Круглые столы
Симпозиумы
Конкурсы
<Ноябрь 2018>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789