Домашняя страница > Журнал "Экономика региона" > Архив журнала
Архив журнала

#3 2018
К 200-летию К.Маркса

Карл Маркс — мыслитель и творец будущего
(Подробности...)
В статье говорится о Карле Марксе, выдающемся мыслителе, который благодаря своим познаниям в области философии, истории, экономического прошлого сумел предсказать этапы и формы экономического, социального и, в значительной степени, духовного развития людей. Его видение будущего построено на основе вдумчивого, реального и жизненно значимого осмысления экономической жизнедеятельности человеческого общества. Научная общественность с достаточно глубоким и искренним уважением в основном уделяла внимание его умению предвидеть будущее на столетия вперед. Эта статья не является просто данью к 200-летию со дня рождения гения. Юбилей К. Маркса теперь уже в XXI в. — это, прежде всего, признание его гениальности. Мы, живущие сейчас, видим экономическое, социальное и духовное развитие человечества в условиях конвергентности наук, образования, качества жизни, здоровья людей, душевности и доверительности в преодолении пусть даже малых сложностей в жизни и стремимся к бережному отношению к природе, рациональному пользованию ее дарами, природными богатствами. И только в такой гармонии у человечества будет счастливая жизнь.

Особенности творческого метода Карла Маркса
(Подробности...)
Размышления об особенностях творческого метода Карла Маркса (1818–1883) представлены в жанре интеллектуальной истории — направления, в рамках которого анализируется влияние экзогенных и эндогенных факторов на сам процесс исследования, на личность ученого, на выбор направлений научного поиска и т. д. 200-летие со дня рождения ученого в этом отношении предоставляет прекрасную возможность рассмотреть различные особенности его научной деятельности в контексте влияния на нее самых разнообразных причин. На фоне жизненного пути К. Маркса выявляются и характеризуются такие особенности его творческого метода, как междисциплинарный характер исследовательской деятельности, тщательный и всеохватный отбор материала для анализа, стремление доказать каждое теоретическое положение несколькими способами, способность признать ограниченность своих возможностей, готовность корректировать свою позицию. Вместе с тем К. Маркс оставался верен двум своим девизам. С одной стороны, девиз «De omnibus dubitandum» отличал его как ученого, поскольку именно сомнение и порождает потребность в анализе явлений окружающего мира. С другой стороны, девиз «Nihil humani a me alienum puto» свидетельствовал о том, что К. Маркс был обыкновенным человеком со своими слабостями, недостатками и т. д. К примеру, он обычно публиковал только первые части (тома) своих знаковых произведений. В целом же К. Маркс как ученый и как человек сумел придать идее пролетарской революции интеллектуальный шарм, а марксизм и в настоящее время остается востребованным направлением исследований в области общественных наук.

Обоснование диалектики экономического развития в «Капитале» Карла Маркса
(Подробности...)
В статье рассматривается логико-теоретическая структура «Капитала» К. Маркса. Показано, что в работе «Теории прибавочной стоимости» прослеживается восхождение от конкретного к абстрактному в истории экономической мысли. Это дало возможность определить товар как исходный пункт политической экономии капиталистического способа производства. Но отсюда нет прямого пути к экономической теории Маркса, предметом которой являются не продукты трудовой деятельности человека, а возникающие в ней материальные производственные отношения. При их исследовании Маркс использует «силу абстракции», позволяющую отделить «экономическую материю» от «естественно осязаемой» материальной основы — потребительной стоимости, конкретного труда и др. Построение целостной системы экономических категорий осуществляется на основе синтеза открытых Аристотелем естественноисторических явлений мышления, гегелевского понимания целесообразной (практической) деятельности людей, специфики целей общественного производства, реализующихся в отношениях собственности. К. Маркс вводит в контент научного знания понятие экономического прогресса как смены общественных формаций. Рассмотрено значение различных моделей разделения труда для определения субстанции стоимости. В модели А. Смита это происходит апостериори, после рыночной оценки произведенных продуктов или услуг. Единицей измерения становится не само по себе рабочее время, а экономическая информация об эффективности его использования, то есть деньги. В модели К. Маркса — априори, в виде затраты рабочей силы в физиологическом смысле. Отмечается, что при наличии свободы выбора затраченный труд получает маржинальную оценку в форме альтернативных издержек (упущенной выгоды). Определено значение «абсолютного, всеобщего закона капиталистического накопления» в качестве causa finalis, обусловливающей стоимость товара «рабочая сила», переменный капитал, прибавочную стоимость. Указывается, что развертывание диалектики предмета и объекта экономического исследования оставляет возможность использования метода рациональной эклектики при условии последующего диалектико-материалистического осмысления соответствующего материала.

На пути к «сознательному» капитализму. От Маркса до современности
(Подробности...)
В статье дается научный обзор эволюции взглядов на развитие капитализма от Маркса до современности через призму необходимости осуществления социальных трансформаций, изменения ценностных, морально-этических основ современного капитализма. Рассматриваются основные модели перехода к так называемому «сознательному» капитализму: стейкхолдерская модель, модель корпоративной социальной ответственности, модель демократизации отношений собственности (модель долевого капитализма) и непосредственно сама модель «сознательного» капитализма. В статье подчеркивается актуализация проблемы перехода от примата собственнического мышления, стремления собственников к максимизации акционерной стоимости и роста благосостояния собственников к стейкхолдерской модели, в рамках которой должны учитываться интересы широкого круга заинтересованных лиц. Подчеркивается правомерность рассмотрения проблемы доверия как условия реализации стейкхолдерской модели, дающей возможность для развития цивилизованных социально ориентированных отношений в бизнесе и экономике в целом. Показаны вклад модели корпоративной социальной ответственности в реализацию концепции общих ценностей и ее значимость для нового этапа в эволюции капитализма. Сравниваются подходы к реализации демократизации отношений собственности и долевого капитализма на примере зарубежного и российского опыта. Делается вывод, что внедрение принципов сознательного капитализма пока не является общепринятой практикой, что объясняется во многом разным уровнем развития капитализма. В то же время установлено, что значимость воздействия на бизнес модели «сознательного» капитализма вынуждает современных капиталистов переосмысливать рыночные возможности, переформулировать традиционные капиталистические ценности на приверженность концепции общих ценностей и использовать дополнительно полученные выгоды для повышения устойчивости развития общества.

Расхождение взглядов К. Маркса и А. И. Герцена на перспективы экономического развития России: значение для современности
(Подробности...)
В статье проведен анализ расхождений взглядов К. Маркса и А. И. Герцена на перспективы экономического развития России во второй половине ХIХ в. Показано, что К. Маркс обосновывал свои взгляды, опираясь на развитие промышленности, которая создавала условия для расширения индивидуалистических капиталистических отношений и появления пролетариата. А. И. Герцен больше внимания обращал на общинные отношения, которые придавали российскому капитализму национальную специфику. Поскольку значительная часть расхождений взглядов К. Маркса и А. И. Герцена на перспективы экономического развития России связана с их отношением к русской сельской общине, раскрыто понимание ими данного феномена. Показано, что понимание общины К. Марксом вращается вокруг отношений собственности на землю, а у А. И. Герцена оно связано с выделением в ней социальных сторон и общинного самоуправления. Впервые высказано мнение, что одной из основ расхождений К. Маркса и А. И. Герцена были особенности их ментального восприятия возможностей социальных преобразований в России. К. Маркс, сформировавшийся на ценностях промышленно-городского общества, на перспективы экономического развития России смотрел через материалистическое понимание истории, указывал на пролетариат как движущую силу преобразований. Образ мышления А. И. Герцена складывался под влиянием российских начал. Будучи по натуре художником и беллетристом, он в своих раздумьях опирался на образно-интуитивный, эмоциональный тип мышления, который ближе к сельской жизни. Он выступал за смену общественного строя, но считал, что не следует разрушать все предыдущее только потому, что оно старое, что необходимо понимать особенности менталитета народа, что для социализма больше подходит российский коллективизм, чем западноевропейский индивидуализм. Обосновано, что расхождения во взглядах этих мыслителей имеют прямое отношение к решению вопросов о выборе путей развития России в ХХI в. Высказаны предложения о необходимости учета коллективистических начал, а также идей социального импринтинга при формировании современного российского капитализма. Сделан вывод, что серьезных расхождений во взглядах между К. Марксом и А. И. Герценом на перспективы экономического развития России ХIХ в. не было. Существовали отдельные несовпадения мнений по частным вопросам понимания российского общества, позволяющие увидеть истоки зарождения принципиально новых подходов к социально-экономическому развитию современной России.
Новые исследования по региональной экономике

Социально-экономическая эффективность развития железнодорожной сети Сибири и Дальнего востока: математическое моделирование и прогноз
(Подробности...)
Цель работы заключается в количественной оценке долгосрочных макроэкономических, социальных, геополитических эффектов от реализации проекта по развитию железнодорожной сети Сибири и Дальнего Востока, включая строительство высокоскоростной грузопассажирской магистрали. При проведении работы использовались методы математического моделирования и прогнозирования. Расчеты с использованием разработанных математических моделей показали, что реализация данного проекта сыграет большую роль в социально-экономическом развитии страны, в укреплении ее геоэкономических и геополитических позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом.

Экспорт российского зерна в контексте формирования региональной экономической политики
(Подробности...)
В последние два года Россия стала мировым лидером по объемам экспорта зерна и намерена сохранить положительную динамику в этом внешнеторговом секторе. Авторы статьи вступают в полемику с рядом ученых и политиков, оценивающих экспорт зерна как успех аграрной экономики. Целью проведенного исследования является поиск аргументов для доказательства ошибочности современной модели формирования агропродовольственного рынка, в основе которой лежит экспорт зерна в сочетании с импортом продовольствия, имеющего высокую добавленную стоимость. Авторы выдвигают гипотезу: вывоз зерна из российских регионов за рубеж стал результатом невостребованности его на внутреннем рынке, что, в свою очередь, обусловлено структурной деформацией современного сельскохозяйственного производства. Методология исследования основывается на трудах зарубежных и отечественных ученых в области внешнеторговой политики (Д. Рикардо, Ф. Листа, Б. Олина, С. Ю. Витте, Д. И. Менделеева). Эмпирическая база исследования представлена обширным статистическим материалом, включающим период до введения эмбарго на импорт продовольствия (2012–2014 гг.) и «постсанкционный» период (2015–2016 гг.). При этом в условиях волатильности национальной валюты предпочтение отдавалось показателям физического объема продукции. Ситуация на рынке продовольствия осложняется снижением потребительского спроса, что связано с падением реальных доходов населения в течение последних лет. Введение эмбарго на импорт продовольствия не стало действенным инструментом политики протекционизма, а лишь переориентировало импорт на другие страны. Авторы предлагают ряд мер государственного регулирования агропродовольственного рынка: введение экспортной пошлины на зерно и экспортных субсидий на продукцию с высокой добавленной стоимостью. Полученные результаты могут использоваться при выработке механизмов региональной экономической политики в агропродовольственной сфере.
Социально-экономические проблемы региона

Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России
(Подробности...)
Одной из ключевых функций системы образования является подготовка кадров для экономики и социальной сферы. Образование влияет не только на потенциальную возможность индивида увеличить свой будущий доход, но может рассматриваться как источник социально-экономического развития региона. Прирост будущих доходов работника, выходящего из системы образования, может считаться его потенциальным вкладом в благосостояние общества. Статья содержит результаты оценки вклада образования в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, проведенной Центром экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС в 2016 г. Для проведения этой оценки была разработана методология расчета потенциального вклада образования в социально-экономическое развитие регионов России, исходящая из того, что выпускники организаций образования, выходя на рынок труда, обеспечивают потенциал экономического роста и функционирования социальной сферы. За период с 2005 г. по 2016 г. был проведен анализ вклада образования для следующих уровней системы: среднего общего образования, начального профессионального (с 2013 г., согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации», система начального профессионального образования интегрирована в структуру среднего профессионального образования как программы подготовки квалифицированных рабочих), среднего профессионального и высшего образования. Для выборки из десяти субъектов Российской Федерации анализ вклада высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России проведен в разрезе укрупненных групп направлений подготовки и специальностей. Согласно результатам исследования, основной вклад в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации вносит система высшего образования. Потенциальный вклад системы общего образования в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации обусловлен, в первую очередь, тем, что оно обеспечивает подготовку учащихся для следующих уровней образования, а не выход выпускников на рынок труда.

Приоритеты промышленной политики России в контексте вызовов четвертой промышленной революции. Ч. 2.
(Подробности...)
В статье подчеркнута значимость развития цифровой экономики как одного из важнейших направлений четвертой промышленной революции в осуществлении прорывного научно-технологического и социально-экономического развития. Обосновано, что промышленная политика является надежным инструментом ее поддержки. Выделены факторы, определяющие приоритеты промышленной политики: уровень социально-экономического развития страны, сформировавшаяся модель экономического развития, образ будущего страны. Выявлена эволюция приоритетов промышленной политики в России, подчеркнуто, что в сегодняшних условиях принципиально новым приоритетом является поддержка цифровой экономики. Установлена важность проактивного регулирования ее формирования, обеспечивающего совместную работу всех ветвей власти, синхронизацию развития цифровой экономики с отраслевыми программами, с программами инновационного развития и др. Сформулированы предложения по поддержке Фондом развития промышленности реализации новых приоритетов, связанных с развитием цифровой экономики. Сформированы предложения по корректировке положений, определяющих возможность применения специальных инвестиционных контрактов для стимулирования развития цифровой экономики. Отмечены основные направления поддержки кадрового обеспечения цифровой экономики. Подчеркнуто, что «цифровое преобразование промышленности» коренным образом меняет представление об объекте и субъектах промышленной политики. Установлено, что новым объектом промышленной политики становятся так называемые связанные отрасли, то есть объединение вещей, людей, технологий в промышленной системе, структуры, основанные на таком особом виде бизнес-моделей, как технологические платформы, а также потребности человека. Субъектом промышленной политики в период формирования четвертой промышленной революции становится своеобразная система взаимодействия федерального и региональных органов власти с разнообразными бизнес-ассоциациями и институтами гражданского общества, что предопределяет многосубъектный характер промышленной политики. Обоснованы повышенные требования к лидерам государства, бизнес-структур, а также подчеркнута их возрастающая ответственность за недопущение негативных социальных и этических последствий реализации новых технологических решений.

Оценка эффективности продовольственного обеспечения районов Крайнего Севера России
(Подробности...)
В статье рассматривается проблема обеспечения северных регионов России продовольствием в контексте недостаточного развития транспортной инфраструктуры для круглогодичного завоза скоропортящихся грузов. Отсутствие исследований данного вопроса обусловлено ориентацией развития транспортной системы этих территорий преимущественно на доставку сырьевых грузов. Обеспеченность населения продуктами питания оценивается с помощью балансов продовольственных ресурсов и опросов населения. В основу анализа положена концептуальная модель продовольственного обеспечения. Состояние продовольственного обеспечения оценивалось с помощью двух групп критериев: наличие продовольствия и его доступность для населения. Исследования показали, что в регионах Крайнего Севера наблюдаются недостаточное по объему снабжение скоропортящимися продуктами питания, недостаточно разнообразный их ассортимент, невысокое качество и завышенные цены. Основным фактором, определяющим состояние продовольственной системы в этих регионах, является развитие транспортной инфраструктуры. В статье предложен подход оценки эффективности транспортных схем доставки с учетом потерь от их сбоев. Расчет потерь может доказать, что используемые схемы доставки не являются наиболее эффективными и существует необходимость развития других видов транспорта. С этой целью проведен сравнительный анализ используемых транспортных схем доставки с учетом времени поставки, стоимости транспортировки и рисков сбоя поставок. Исследования показали, что наиболее востребованной схемой доставки продовольствия в районы Крайнего Севера является доставка железнодорожным транспортом до русел Сибирских рек с последующей транспортировкой речным транспортом. Данный способ требует наименьших транспортных затрат, однако является наиболее длительным и имеет самый высокий уровень риска сбоя поставки, а следовательно, и потерь от их сбоя. Второй по объему поставляемого продовольствия является схема доставки морским транспортом через Северный морской путь с более высокими транспортными затратами, меньшими сроками поставки и более низкими рисками. Третьей и наименее востребованной является схема поставки воздушным транспортом с минимальными потерями от сбоев и максимальной стоимостью. Результаты данного исследования могут быть использованы для перепроектирования схем доставки продовольствия и определения приоритетных направлений развития транспортной инфраструктуры этих регионов.

Конкурентоспособность различных сегментов потребительского рынка региона
(Подробности...)
Социально-экономическое развитие территории приобретает особую значимость в условиях глобализации российского общества и активизации инновационных процессов, появления новых рынков сбыта, обострения борьбы за ресурсы и трансформации роли потребителей в основные факторы, определяющие принципы и методы современной конкурентной борьбы. В связи с этим актуальным становится определение уровня конкурентоспособности экономического субъекта. В статье рассмотрены критерии развития розничного сегмента потребительского рынка, разработана авторская модель формирования конкурентоспособности территориальных экономических субъектов розничного сегмента потребительского рынка на примере Свердловской области. По результатам проведенного исследования сформулированы концептуальные основы конкурентоспособности территориальных экономических субъектов розничного сегмента потребительского рынка, выявлена социально-экономическая значимость розничной торговли. Систематизирован, обобщен и детально исследован имеющийся теоретический и практический опыт отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу. Обоснована необходимость разработки единой концептуальной позиции по проблеме конкурентоспособности экономических субъектов розничного сегмента потребительского рынка, предложена авторская позиция по исследуемому аспекту, базирующаяся на обязательных компонентах: теоретических положениях базовой концепции конкурентоспособности, системе учетно-аналитического обеспечения, системе и методах финансового анализа, модели акционерной стоимости (EVA, VBM, DCF). Предложенные авторами концептуальные основы базируются на теоретическом и методологическом фундаменте современного инновационного инструментария финансового управления практики конкурентоспособности. Результаты исследования могут быть положены в основу разработки новых концептуальных взглядов и позиций в практической деятельности территориальных экономических субъектов розничного сегмента потребительского рынка, что обеспечит их эффективное стратегическое развитие и определяет научный вклад авторов в исследуемой области знаний.

Сбалансированность природопользования региона: оценка методом динамических нормативов
(Подробности...)
В качестве одного из ключевых направлений современного развития региональной экономики довольно часто рассматривается сбалансированность различных факторов: социальных, инфраструктурных, экономических, технологических и др. Соответствующие приоритеты фигурируют при планировании и организации хозяйственной деятельности в различных производственных отраслях страны, в том числе в области природопользования и недропользования как его составной части. Тем не менее, многообразие подходов к пониманию термина «сбалансированность» и его оценке не позволяет достичь достаточно высокого уровня реализации государственного стратегического менеджмента. Текущее исследование явилось попыткой разработки теоретико-методологического подхода к государственному регулированию процесса природопользования с точки зрения обеспечения сбалансированности хозяйственной деятельности при освоении природно-ресурсного потенциала региона. Результатами исследования явились авторские определения понятий «сбалансированное природопользование» и «сбалансированное недропользование», идентификация ключевых принципов сбалансированного природопользования и недропользования, а также разработка методических рекомендаций по оценке уровня сбалансированности природопользования региона и недропользования как его составляющей. Предлагаемый методический инструментарий в процессе апробации был сужен до оценки сбалансированности недропользования Свердловской области. В результате апробации разработанного методического инструментария был сделан вывод, что недропользование Свердловской области отвечает условиям сбалансированность лишь наполовину (52 %): по ресурсной компоненте — 63 %, по экономической — 50 %, экологической — 51 % и социальной — 44 %. Это свидетельствует о крайне неблагоприятной (с точки зрения сбалансированности) ситуации в горной промышленности Свердловской области. В рамках текущего исследования была сделана экспресс-оценка сбалансированности недропользования Свердловской области. Глубина исследования во многом определялась спецификой применяемого метода. Исследование было ограничено недоступностью статистических данных, характеризующих регион в аспекте вида экономической деятельности. Направления дальнейших исследований обусловлены необходимостью рассмотрения других составляющих природопользования, расширением перечня факторов, влияющих на недропользование, для оценки сбалансированности природопользования в целом для Свердловской области и УрФО с дальнейшим картографированием полученных результатов.

Формирование комплексного подхода к оценке эффективности функционирования свободной экономической зоны
(Подробности...)
Вопросы эффективности функционирования свободной экономической зоны как инструмента ускорения развития и повышения конкурентоспособности региона являются стратегически важными для города Севастополя. Сбалансированная система показателей, предложенная автором, поможет в дальнейшем оперативно выявлять проблемы, связанные с функционированием свободных экономических зон и принимать обоснованные, своевременные управленческие решения. Статья посвящена вопросу комплексной оценки эффективности функционирования свободных экономических зон на территории Российской Федерации. В работе приведены основные результаты функционирования свободной экономической зона на территории города Севастополя. Целью исследования выступает разработка сбалансированной системы показателей для оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны, функционирующей на территории Севастополя. В рамках создания механизма управления участниками свободных экономических зон и обеспечения их деятельности на долгосрочный период автор предлагает использовать широко применяемую в практике и наиболее обсуждаемую в научном мире методику Balanced Scorecard (BSС). Однако в целях управления свободной экономической зоной предлагается использовать перспективы, отличные от используемых в классической модели, а именно, «финансы», «социальная эффективность», «внутренние административные процессы», «инфраструктура». В рамках разработанной сбалансированной системы показателей автором предлагается кроме законодательно установленных количественных показателей ежегодной оценки эффективности функционирования свободных экономических зон применять и другие показатели, в том числе и качественные: удельный объем инвестиций на одно созданное рабочее место, удельный объем налогов на одно созданное рабочее место, коэффициент выполнения плана объема выручки от продажи товаров, работ, услуг, коэффициент выполнения плана объема инвестиций, в том числе капитальных вложений, осуществленных в соответствии с заключенными договорами о деятельности и др. Гипотеза исследования базируется на предположении, что совершенствование методических подходов к комплексной оценке эффективности функционирования свободных экономических зон как инструмента регионального управления будет способствовать выработке эффективной региональной политики, а внедрение предложенных методов, алгоритмов и мероприятий — ускорению рыночных трансформаций и институциональных преобразований в экономике регионов России. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость и могут быть использованы как при разработке и реализации мероприятий в области регионального управления свободными экономическими зонами, так и при анализе непосредственно резидентами свободной экономической зоны с целью повышения эффективности их деятельности, а также инвестиционной привлекательности.

Foreign Trade and Regional Inequality:The Case of the Russian Federation
(Подробности...)
An impact of foreign trade on national inequality levels is one of the most discussed topics both by public, politicians and academics. This paper contributes to this discussion by focusing on the role of foreign trade in the Russian Federation during its rapid economic transformation in 1990–2010. During this period, the trade-led growth model has helped to raise country-average levels of income. But simultaneously, it seemingly triggered greater inequality in income appropriation between different social groups. Looking into causality between foreign trade and this observed income disparity from the regional perspective will help us to understand the poverty problem associated with income inequality better and enhance the effectiveness of policies of the Russian government targeting income re-distribution. In particular, this research aims to answer a question whether during 1990’s–2000’s increasing openness to foreign trade was pro-poor on the regional level or not. Another point of interest is whether the distributional impact of growing foreign trade on incomes in Russian regions had been positive or negative. Several hypotheses for the Russian Federation are tested in the paper. First, higher openness to foreign trade improved income distribution in the Russian regions. Second, globalization of regions as a result of a more active foreign trade benefited individuals in the middle-income decile. This follows an idea that trade liberalization cuts living costs and raises living standards. Third, regions with larger rural population will tend to have more uneven income distribution. This follows from the neo-classical assumption that in rural areas a poverty burden tends to be larger. Active involvement in the trade of agricultural products might improve income distribution in such regions. Additionally, the share of dependent population among households must affect poverty headcount or the depth of poverty as previous studies on poverty determinants naturally suggested.
Социально-демографический потенциал регионального развития

Этносоциоэкосистемный подход к оценке жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера
(Подробности...)
Регионы российского Севера, занимающего 70 % территории страны, имеют значительные отличия в уровне социально-экономического развития. Наиболее развитым в промышленном отношении регионом в его пределах является Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — главный поставщик нефтегазовых ресурсов, являющийся объектом исследования. Цель работы — оценка трансформации традиционного природопользования на осваиваемых территориях и ее влияние на жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера. Исследование основано на гипотезе о негативном влиянии промышленного освоения на состояние традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и, соответственно, на их уровень социально-экономического развития и качество жизни. Установлены определенные внутрирегиональные различия этого субъекта Федерации, обусловленные особенностями природно-ресурсного потенциала, транспортной обеспеченности и географического положения, что относится как к отдельным муниципальным образованиям, так и к более крупным территориально-административным подразделениям — субрегионам. Выявлены наиболее острые проблемы развития традиционного природопользования на территориях активного промышленного и транспортного освоения (главные отрасли которого представлены оленеводством и рыболовством), в том числе проблемы северного законодательства, призванного защищать права коренных малочисленных народов Севера. Рассмотрены эволюционные изменения в формировании института родовых угодий и территорий традиционного природопользования, а также практики согласования интересов недропользователей и представителей коренных малочисленных народов Севера с помощью экономических соглашений. Отражена проблемная ситуация, связанная с затруднениями социальной адаптации коренных малочисленных народов Севера. Для сравнения условий муниципальных образований региона выполнен анализ экологической ситуации и современного состояния традиционного природопользования. С использованием этносоциоэкосистемного подхода выполнена оценка жизнедеятельности коренных этносов в освоенном и мало освоенном районах автономного округа, подтверждающая гипотезу исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке дорожной карты развития традиционных отраслей и КМНС для муниципальных районов различного уровня освоенности.

Высшее образование как фактор сохранения городов в Уральском макрорегионе
(Подробности...)
В статье рассматривается проблема взаимосвязи развития уральских городов и организаций высшего образования в них. Актуальность исследования этой проблемы обусловлена необходимостью поиска ресурсов социально-экономического, демографического и социокультурного развития средних, больших и крупных городов Уральского федерального округа. Многие из этих городов находятся в состоянии кризиса, один из путей преодоления которого авторы видят в развитии в них университетов и филиалов вузов. В центре внимания — взаимосвязи и зависимости противоречивых процессов в высшем образовании и различных по своей направленности (конструктивных и деструктивных) тенденций, характеризующих динамику уральских городов. Впервые на теоретическом уровне и на конкретном эмпирическом материале показаны условия и барьеры реализации градосохраняющей функции вузов. Эта функция тесно связана с «третьей миссией» университета. Доказывается, что в условиях социальной и экономической неопределенности университеты и сильные филиалы вузов в средних, больших и крупных городах макрорегиона могут стать фактором сохранения последних. На материалах кейсов трех городов УрФО — Нижнего Тагила, Сургута и Тобольска — показана необходимость обратной связи между городом и вузом, преодоления существующей между ними дистанцированности. Изучение высшего образования в названных городах УрФО подтвердило существование связи между деградацией образовательных организаций высшей школы и возникающими в течение определенного времени негативными тенденциями — миграцией молодежи, а затем — социальным и экономическим упадком города. Аргументируется потребность во взаимной поддержке образовательных организаций высшей школы и субъектов городского социума. Градосохраняющая функция вузов может осуществляться при условии вузосохраняющей деятельности университетского руководства, городской общественности, властей города и региона. Авторы утверждают, что стратегии городов должны включать в себя положения о сохранении университетов и взаимодействии с ними как механизмами, позволяющими городам выступать в роли основных агентов социально-экономического и социокультурного развития УрФО. Результаты исследования могут стать основой совершенствования образовательной политики УрФО, а также стратегий развития средних, больших и крупных городов округа.

Экономические предпосылки развития государственно-частного партнерства в Вологодской области
(Подробности...)
Партнерство государства и бизнеса является одним из мощных инструментов решения социально значимых задач региона. Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнерства, который составляется ежегодно, в недостаточной мере учитывает исходные экономические и инвестиционные условия развития регионов и затрудняет оценку результативности действия региональных органов власти в сфере государственно-частного партнерства. В связи с этим видится целесообразным выявление экономических предпосылок, стимулирующих или, наоборот, сдерживающих развитие государственно-частного партнерства в субъектах РФ. В статье рассмотрены основные тенденции становления и развития государственно-частного партнерства в Вологодской области. Исследование основано на рейтинговых оценках уровня развития государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации, рейтингах социально-экономического положения регионов, инвестиционного потенциала и риска. Для достижения цели исследования в работе использованы методы динамического анализа, моделирования, структурного анализа, статистические методы. Проведенное исследование показало сильную корреляционную зависимость развития государственно-частного партнерства в регионе от его экономического и инвестиционного положения. Вологодская область по рейтингу развития государственно-частного партнерства в 2016 г. занимала 29-е место. В статье обосновано, что с учетом экономических и инвестиционных условий регион должен был бы занимать 44-е место в данном рейтинге, при оптимистическом сценарии — 9-е место, что свидетельствует о резервах развития государственно-частного партнерства в области. Предложенный автором коэффициент использования экономических и инвестиционных условий для развития государственно-частного партнерства в Вологодской области составляет 1,52, что косвенно подтверждает результативность принимаемых в регионе государственных решений в сфере государственно-частного партнерства. Развитию государственно-частного партнерства в Вологодской области будут способствовать дальнейшие исследования в области формирования концептуальных основ развития государственно-частного партнерства с учетом отраслевых особенностей Вологодской области.
Отраслевые и межотраслевые комплексы

Стратегическое планирование энергоэффективного развития субъекта Российской Федерации
(Подробности...)
При разработке региональных стратегий необходимо увязывать эффективность энергетических решений с общеэкономической эффективностью регионального развития, поскольку целевые ориентиры энергоэффективного развития могут противоречить целям региональной экономики в целом. Поэтому в статье задача энергоэффективного развития субъекта РФ сведена к поиску согласованных сценариев развития экономики региона и топливно-энергетического комплекса, при которых достигается максимальное приближение к целевым значениям энергоиндикаторов, характеризующим региональное развитие как энергоэффективное. Автором разработана динамическая многоотраслевая модель топливно-энергетического комплекса в составе общей модели социально-экономической деятельности региона, которая формирует взаимосвязанные процессы производства, переработки, транспортировки и использования всех видов топливно-энергетических ресурсов в регионе. Предложена методология прогнозирования сбалансированного развития экономики и топливно-энергетического комплекса, в рамках которой обеспечивается сведение и итеративное согласование прогнозов энергопотребления и производства энергоресурсов на основе формирования регионального топливно-энергетического баланса. При этом топливно-энергетический баланс, формируемый в рамках модели топливно-энергетического комплекса, является частью общего продуктово-секторного баланса экономики, играющего роль «баланса балансов», что позволяет через межбалансовые связи моделировать взаимовлияние топливно-энергетического комплекса и остальной экономики. На основе представленных в статье методов и моделей реализованы информационные технологии ситуационного прогнозирования и стратегического планирования в виде прогнозно-аналитического комплекса, на котором отрабатываются сценарии энергоэффективного развития экономики Самарской области. В статье в качестве примера приведена оценка энергоэффективности варианта развития Самарской области по целевому сценарию Энергетической стратегии России на период до 2035 г., адаптированному для региона.

Управление затратами на услуги по передаче электроэнергии в промышленном регионе
(Подробности...)
Одним из используемых во всем мире современных инструментов повышения энергетической эффективности является ценозависимое электропотребление — один из элементов управления спросом на электропотребление. Несмотря на общемировую актуальность, в России программы ценозависимого электропотребления получают развитие лишь на этапе разработки концепции. Статья посвящена анализу региональных тарифов на оплату услуг по передаче электрической энергии с позиции стимулирования потребителей электроэнергии к ценозависимому управлению спросом на электропотребление. Исследуется структура конечных тарифов на электроэнергию для различных категорий потребителей и выявляются доли тарифа на передачу электроэнергии для каждой из категорий. Рассматриваются методика применения одноставочных и двухставочных тарифов на передачу электроэнергии, их структура и преимущества применения. На примере тарифов, действующих в Приволжском федеральном округе, рассчитаны одноставочные и двухставочные тарифы на оплату услуг по передаче для промышленных предприятий в разрезе трех типовых графиков электропотребления. Для сравнительной оценки эффективности ценозависимого управления затратами на передачу электроэнергии в различных регионах России вводятся показатели «коэффициент тарифа на передачу» и «интегральный коэффициент тарифа на передачу», приведены результаты их расчета для 65 регионов России, входящих в территории ценовых зон оптового рынка электроэнергии. Результатом анализа стала группировка регионов России по показателю «интегральный коэффициент тарифа на передачу электроэнергии» на 3 управленческие группы, для каждой из которых авторами разработаны рекомендации по ценозависимому управлению затратами на оплату услуг по передаче электроэнергии. Теоретическая значимость исследований состоит в разработке методов анализа и выбора наиболее приемлемого для промышленного предприятия тарифа на оплату услуг по передаче электроэнергии. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной группировки регионов региональными органами регулирования тарифов (РЭК) в части внесения изменений в структуру региональных тарифов с целью стимулирования потребителей к ценозависимому электропотреблению. Кроме того, алгоритм расчета тарифов на передачу электроэнергии может быть применен промышленными предприятиями России в процессе ценозависимого управления спросом на электропотребление с целью выбора оптимального тарифа и сокращения затрат на оплату услуг по передаче электроэнергии.

Эффективность финансирования здравоохранения для обеспечения экономической безопасности региона
(Подробности...)
Cоциальная сфера играет важную роль в социально-экономическом развитии развитых стран. Достижение высокого уровня развития образования, здравоохранения, науки, культуры способствует экономическому росту и благосостоянию населения в целом. Однако в последнее время российские исследователи не уделяют достаточного внимания изучению новых моделей построения социальной сферы. В связи с этим актуально исследование эффективности важнейшей отрасли социальной сферы — здравоохранения. По мнению авторов, в условиях ухудшения социально-демографической ситуации в России важным компонентом обеспечения экономической безопасности на уровне страны и регионов является сохранение человеческого потенциала. Решение данной задачи возможно, с одной стороны, за счет увеличения затрат на здравоохранение, с другой — за счет прогрессивных преобразований в организации медицинской помощи населению, которые будут способствовать повышению отдачи финансовых вложений и результативности деятельности отрасли. Целью исследования является построение модели оценки результативности деятельности и эффективности финансовых вложений в здравоохранение с использованием методов статистического, системного и многофакторного анализа и экономико-математического моделирования. Дано авторское определение многокритериальности эффективности в здравоохранении, связанной с достижением медицинского, социального, экономического эффектов при многовариантных соотношениях результатов с затратами. Предложены многофакторная динамическая модель, интегральный показатель результативности, интегральный показатель эффективности затрат. Для апробации модели выбрано одно из приоритетных направлений развития здравоохранения — борьба с туберкулезом, представляющим угрозу для обеспечения социально-демографической и экономической безопасности региона. Проведена оценка эффективности финансовых затрат и показателей результативности деятельности на примере противотуберкулезной службы Свердловской области. Получены положительная динамика медико-демографических показателей, высокий экономический эффект. Доказана возможность повышения социально-демографической и экономической безопасности региона при достижении медицинской, социальной и экономической эффективности в здравоохранении, способствующей сохранению человеческого (в том числе трудового) потенциала населения и экономическому росту. Результаты исследования могут быть применены в системе здравоохранения для адекватной оценки результативности деятельности медицинских организаций с учетом специфики профилей заболеваний и эффективности финансовых вложений, вклада в обеспечение социально-демографической, экономической безопасности региона.
Инновационный потенциал региона

Вызовы инновационной безопасности регионального развития в условиях цифрового общества
(Подробности...)
Статья посвящена проблемам обеспечения инновационной безопасности регионального развития в условиях цифрового общества. Гипотеза исследования заключается в предположении, что становление цифровой технико-экономической парадигмы сопровождается усилением инновационных рисков региональному развитию и привносит существенные изменения в идеологию и механизмы обеспечения инновационной безопасности территорий. На основе использования метода сравнительного анализа проведена оценка уровня развития цифровой экономики и инновационной деятельности в регионах РФ. Разработан методический подход, основанный на применении инструмента рейтингования, который позволяет дать оценку уровня благоприятности условий в регионах РФ для становления и развития высокотехнологичного сектора экономики. В статье предложено определение инновационной безопасности, сформулированное с учетом современных представлений о подходах к достижению устойчивости развития территорий и поддержанию их конкурентоспособности в новой реальности. Раскрыты особенности воздействия специфических факторов, присущих цифровой экономике, на глобальные и региональные инновационные процессы. Выявлены основные проблемы и обоснованы наиболее перспективные для России варианты построения стратегии инновационной безопасности. Показано, что безусловным приоритетом стратегии инновационной безопасности РФ является создание адекватной вызовам цифрового общества инновационной экосистемы, способной обеспечить достижение приемлемых (с учетом конкуренции на глобальных рынках) параметров развития науки, высокотехнологичного сектора производства и системы высшего образования. Обосновано, что создание инновационной экосистемы страны стратегически важно начинать с регионов, занимающих лидирующие позиции по развитию науки, инновационного потенциала и высокотехнологичных производств. Проведенные с использованием данных официальной статистики расчеты позволяют достаточно объективно определить пространственные приоритеты стратегии инновационной безопасности страны. Сформулированы направления совершенствования государственной политики как обязательного условия повышения инновационной безопасности регионального развития. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии инновационного развития и решении практических вопросов управления инновационными процессами территорий и повышения устойчивости регионального развития.
Агропродовольственный рынок: новый вектор развития

Неиспользуемые возможности государственной поддержки аграрного труда в России
(Подробности...)
Темой статьи является исследование возможностей совершенствования общей концепции и практики государственной поддержки современного сельского хозяйства РФ. Цель исследования — выбор наиболее эффективных по показателям его социально-экономического развития вариантов предоставления финансовой помощи и ее распределения внутри районов и на сельскохозяйственных предприятиях. Обращено внимание на недооцениваемые возможности повышения эффективности материально-финансовой помощи аграрному сектору не только за счет ее увеличения, но и при помощи хорошо продуманных принципов использования средств поддержки после получения их сельскохозяйственными предприятиями. С этой целью предлагается выявлять направления хозяйственного развития, как выгодные самому предприятию, так и одновременно отвечающие целям общего социально-экономического развития региона и интересам его населения. Преимущества в получении государственной помощи должны иметь предприятия, чья производственная деятельность способствует решению этих задач. На основе многолетних исследований автора статьи совместно с учеными институтов РАСХН и РАН выявлены основные причины задержки развития сельского хозяйства России в 2005–2016 гг. Обнаружено негативное воздействие на экономику сельскохозяйственных предприятий, помимо общеизвестных (таких как нехватка денежных средств и неблагоприятные природные условия), слабой развитости рынка труда и технологий, запущенности социальной и территориально-производственной инфраструктуры, отрицательное влияние которых заметнее отрицательного влияния традиционно учитываемых факторов. В связи с этим в статье предлагается усовершенствовать практику распределения средств поддержки, предусмотрев их использование не только на внутрихозяйственные, чисто производственные нужды, но и на социально-экономическое развитие предприятий, так же как и на общее развитие их региона. В ходе исследования использованы экономико-статистические методы, аналитико-вычислительные алгоритмы обработки больших массивов информации в области развития сельскохозяйственного производства РФ и зарубежных стран. Результатом работы является научное обоснование предлагаемых автором направлений совершенствования государственной политики протекционирования аграрного труда, которое окажется полезным руководству областных и районных администраций, руководителям сельскохозяйственных предприятий, а также научным специалистам в области изучения экономики сельскохозяйственного производства.

Переход сельского хозяйства к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям
(Подробности...)
В настоящее время субъекты аграрного сектора переходят к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям, то есть к роботизации отрасли. Робототехника применяется в различных отраслях аграрного сектора экономики, наибольшее распространение получила доильная робототехника. В организациях сельского хозяйства РФ с 2006 г. по 2016 г. внедрено 393 единиц робототехники, при этом в Свердловской области на начало 2018 г. применяется 37 единиц данной техники. Предлагается для характеристики эффективности перехода к робототехнике использовать показатель «плотность роботизации сельского хозяйства». Данный показатель для России увеличился с 0,02 до 0,78 единиц, а для Свердловской области с 0,3 до 3,17 за рассматриваемые периоды. Однако снижение темпов и низкие значения плотности роботизации сельского хозяйства вызывают необходимость выработки соответствующих мер. В статье предложена модель организационно-экономического механизма перехода к робототехнике, включающего целевой, инвестиционный, технико-технологический и кадровый блоки. Исходной информацией исследования послужили данные министерств и ведомств, а также органов статистики о состоянии внедрения робототехники в организациях сельского хозяйства. Определены сценарии инерционного, точечного, системного развития отраслевой робототехники в зависимости от уровня государственной поддержки. Определен объем необходимых инвестиций роботизации организаций сельского хозяйства Свердловской области на уровне 472 млн руб. Сформулированы задачи, рекомендации и ожидаемый результат подготовки кадров, способных осваивать робототехнику в отрасли. Важнейшей мерой является снижение стоимости данной техники за счет ее отечественного производства. Результаты исследования могут быть использованы органами исполнительной власти при разработке программ инновационного развития сельского хозяйства и технической модернизации отрасли.

Does Agriculture Matter for Economic Growth of Uttar Pradesh (India)?
(Подробности...)
Twenty-five years have passed since economic reform in India. It brought about many macroeconomic policy changes in the economy. Although these policy changes helped the manufacturing and services sector to grow, agriculture did not get any direct benefits from economic reforms. It was assumed that it would get indirect benefits due to changes in exchange and trade policy, liberal industrial licensing system and reduction in industrial protection, which would benefit tradable agriculture by ending discrimination against it and by turning the terms of trade in its favour. The present study examines the transformation in agriculture and basic contributory roles i. e. product, market, and factor contribution of agriculture in the economy of Uttar Pradesh. Further, a long run association and causal relation between agriculture and other economic sectors and sub-sectors are explored. An understanding of the relationship between agriculture and overall GDP growth becomes important from a policy maker’s perspective, as it would guide the decisions in allocating the scarce resources to attain growth and development. Results show that Product, market, and factor contribution has increased over the years. Empirical estimates show that agriculture is a driver of the unregistered manufacturing sector, transport storage and communication sector; and overall economy as a whole. Public investment in irrigation should be accelerated, cost-effective and yield-raising technology should be accessible to medium and small farmers. Micro and small agro-based enterprises should be established according to specific regional crops, so they can work closely with the agriculture sector and reap the benefits of easy availability of raw material.
Современный инструментарий анализа и управления экономическими процессами

Determine the External Debt Threshold of the Southeast Asian Countries: Analysis Using Laffer Curve?
(Подробности...)
This paper research the relationship between external debt and economic growth. Using the debt Laffer curve theory, the authors determine the maximum debt level of the Southeast Asian countries. Secondary data period 2006–2014 of 10 countries of the Association of Southeast Asian Nations are collected from the Asian Development Bank and the International Monetary Fund website. The authors use the method of regression for balanced panel data with a fixed effect model. The research results indicate that there exists a nonlinear relationship between external debt and economic growth in the Southeast Asian countries, including five variables: budget balance to gross domestic product, the lag of gross domestic product growth, the ratio of total investment to gross domestic product, the ratio of external debt to gross domestic product and the ratio of debt payments on exports of goods and services. These five variables are significant statistics and explain the meaning 24.87 % of the model. The other two: trade openness and trade index are not statistically significant. On the other hand, the research results have found the maximum debt level of the Southeast Asian countries, which is 70.42 %. Based on the study results, the authors suggest some recommendations to help the government of the Southeast Asian countries to build up the maximum debt levels, in line with the socio-economic development goals of their countries in each period.
Финансы региона

Кластеризация регионов Российской Федерации по уровню депозитного риска
(Подробности...)
Выявление региональных различий в уровне депозитных рисков позволяет дифференцировать регионы страны по степени устойчивости депозитных ресурсов и возможности их трансформации в кредитно-инвестиционные ресурсы. Научные исследования в данной области ранее проводились преимущественно на микроуровне, то есть на уровне отдельно взятой кредитной организации. Такой же индуктивный подход к оценке финансовой устойчивости кредитных организаций и перспектив их развития, как на региональном, так и на национальном уровне, применяется Банком России при определении уровня обеспеченности регионов банковскими услугами. Вместе с тем, выполнение кредитными организациями региона всех обязательных нормативов, в том числе по ликвидности, не позволяет в полной мере выявлять различия между регионами по уровню депозитных рисков. Наличие диспропорций в территориальной концентрации кредитных организаций может оказывать воздействие на волатильность и стоимость депозитных ресурсов. Целью исследования является совершенствование научно-методического инструментария оценки депозитного риска. Для достижения поставленной цели предложено использовать методы кластерного анализа, с помощью которых осуществлена классификация регионов на основе выявленных внутренних связей между показателями риска. В отличие от предыдущих исследований, предложено использовать полудисперсию для вычисления коэффициентов волатильности привлеченных средств, интерпретируемую как меру риска неблагоприятного оттока депозитов («downside risk») относительно их тренда. Для описания депозитного риска предложена соответствующая номинальная шкала. Результаты исследований свидетельствуют о наличии нелинейной взаимосвязи между территориальной концентрацией кредитных организаций, волатильностью ресурсов и уровнем обеспеченности регионов банковскими услугами. Выявлено, что институциональная насыщенность регионов кредитными организациями в большей мере связана с устойчивостью банковских ресурсов. Предложенный научный подход оценки депозитного риска на региональном уровне расширяет систему индикаторов развития экономики регионов и может использоваться для осуществления мониторинга финансово-экономического развития регионов Российской Федерации и макроэкономического прогнозирования.
Актуальное

События
Даты
Мероприятия
Семинары
Конференции
Круглые столы
Симпозиумы
Конкурсы
<Декабрь 2018>
ПнВтСрЧтПтСбВс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456