Домашняя страница > Журнал "Экономика региона" > Архив журнала
Архив журнала

#4 2015
Новые исследования по региональной экономике

Переосвоение российской Арктики как предмет системного исследования и государственного программно-целевого управления: вопросы методологии
(Подробности...)
Предметом статьи является обоснование методологических основ реализации нормативно-правовых документов о развитии российской Арктики, исходя из гипотезы представления этого развития как самого масштабного в истории России целостного мегапроекта. Такое обоснование базируется на проектном подходе к идентификации предмета исследования и системном подходе к оценке принципиальной возможности формирования целостной структуры мегапроекта в условиях аномально высоких различий территориальных компонентов Арктической зоны России и к анализу зависимости характера, механизмов и темпов переосвоения российской Арктики от внешних и внутренних факторов. В результате сформирован блок непротиворечивых методологических позиций, рассчитанных на использование в практике государственного управления развитием Арктики в обозримой перспективе. Важнейшей из них является идентификация объекта государственного управления развитием Арктической зоны как системно организованной общности множества скоординированных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, корпораций, предпринимателей и институтов гражданского общества, объединяемых единством цели и естественно сложившимися и специально организованными хозяйственными, социальными и инфраструктурными связями. Государственное управление таким объектом можно осуществить только на принципах системности, рационального соотношения централизации, децентрализации и непрерывности управленческой деятельности, специализирующейся исключительно на арктической проблематике. При этом принципиально новой методологической проблемой становится интеграция проектов и программ развития территориальных единиц Арктической зоны в интересах достижения общих целей арктического мегапроекта с пересмотром ранее разработанных перспектив развития этих единиц с внесением в них необходимых корректив. В статье представлены соответствующие рекомендации.

Теоретические итоги исследований по тематике пространственного и территориального развития (с примерами по Европейскому Северу России)
(Подробности...)
В статье основное внимание уделено соотношению понятий «пространственное» и «территориальное». Показано, что они содержательно различаются, но вместе с тем существенно дополнят друг друга при осуществлении конкретных исследований. При этом в тематике пространственного развития рассматриваются генеральные направления размещения производительных сил, географическая размерность определенного вида деятельности, экономические измерения расстояний, линейные коммуникации и иная сетевая структура хозяйства, в то время как в тематику территориального развития автор вводит саму территорию в качестве природного и экономического капитала и основанного на нем территориального хозяйствования. Изучение пространственных и территориальных аспектов социально-экономического развития Европейского Севера России (ЕСР) показало, что его ближайшее будущее связано не столько с крупными проектами создания новых топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесопромышленных баз, сколько с совершенствованием существующих хозяйственных систем на основе научно-технического прогресса и межрегиональной интеграции. Движение от освоенных территорий к новым арктическим и северным местам сопряжено с огромными затратами и требует времени на научно-техническую подготовку. Модернизация действующих производств и территориально-производственных комплексов является приоритетом в развитии производительных сил ЕСР. Теоретические положения и практические рекомендации, сформулированные в результате изучения пространственного и территориального развития, предлагается применить при разработке государственных документов стратегического планирования. Практика стратегического планирования в настоящее время не полностью исчерпывает само содержание понятий «пространственное развитие» и «территориальное развитие». И эта неполнота столь существенна, что ее преодоление следует рассматривать как одну из важнейших задач региональной политики.

Особенности геоэкологической оценки в рамках геоэкосоциоэкономического подхода к освоению северных территорий
(Подробности...)
В современных условиях с целью сохранения экосистемы территории при ее вовлечении в хозяйственный оборот необходимо проведение упреждающих геоэкологических оценок для выявления степени ее устойчивости к предполагаемому антропогенному воздействию. Выполненный анализ существующих методических подходов к проведению геоэкологических оценок позволяет сделать вывод, что они зачастую являются унифицированными и в равной степени могут быть применены к различным типам территорий. Целью исследования является разработка методического подхода к выполнению геоэкологической оценки территории, позволяющего учесть специфику северных территорий Уральского региона. В статье предложен новый методический подход к выполнению геоэкологических оценок с учетом специфики северных территорий Уральского региона, основывающийся на оценке насыщенности природно-ресурсного потенциала территории и интенсивности его восстановления после завершения антропогенного воздействия. В основу данного подхода заложен принцип балльной оценки территории, что объясняется большими площадями оцениваемой территории, а также тем, что данные оценки предлагается осуществлять на предпроектном этапе освоения территории. Данный подход позволяет учитывать специфические особенности экосистемы территории, а именно ее способность к самовосстановлению и самоочищению в процессе и после хозяйственного освоения, что, в свою очередь, позволяет в целом осуществить выбор направления хозяйственной деятельности при условии минимизации ущерба от нарушения экосистемы территории и сохранения ее ресурсного потенциала. Статья предназначена для специалистов и студентов, занимающихся проблемами геоэкологической оценки территории.

Экономическая томография: возможность предвидеть и реагировать на социально-экономические кризисы
(Подробности...)
В статье рассматривается подход, базирующийся на авторской гипотезе, связанной с особенностями развития России (с одной стороны, масштабы, российский менталитет и определенная закрытость экономики, с другой стороны, значительный доминирующий ресурсный и человеческий потенциал, и, как следствие, реальная роль в мировом экономическом сообществе), диагностика которых (на уровне благосостояния личности и территории проживания) выявляет кризисы, оценивает угрозы социально-экономического развития регионов на ранних стадиях, а также помогает оценить состояние региона на 3-5 лет. Иными словами, управленцы располагают временем, необходимым для достаточно оперативного реагирования на кризисные явления и управленческие ошибки, снижения последствий возникающих угроз. Цель настоящей статьи — представить теоретико-методологический и методический инструментарий распознавания на ранних стадиях появляющихся угроз, позволяющий с меньшими потерями входить в кризисный период. Проведены вычислительные эксперименты с целью классификации ранее имевших место социально-экономических кризисов (рассмотрены 9 возможных вариантов), математически обработаны траектории изменения основных показателей применительно к благосостоянию личности и территории проживания с учетом влияния различных факторов. На основе предлагаемого авторского подхода (экономической томографии) сделана попытка комплексно оценить состояние типопредставительных регионов России.
Социально-экономические проблемы региона

Эмпирический анализ интеграционной активности бизнес-структур в регионах России
(Подробности...)
Статья посвящена исследованию интеграционной активности бизнес-структур в регионах России. Многообразие подходов к изучению проблем и перспектив экономической интеграции и существующий диспут о роли интеграционных процессов в развитии региональных экономик определили комплексность рассмотрения в работе понятий «интеграция» и «интеграционная активность» для формирования объективных предпосылок анализа интеграционной активности бизнес-структур в российских регионах. Проведенный в работе мониторинг действующего законодательства РФ в области статистики и формирования статистических баз данных по слияниям и поглощениям показал отсутствие официального органа исполнительной власти, занимающегося сбором и обобщением информации по интеграционной активности в региональном разрезе. В связи с этим информационную базу исследования составили данные российских информационно-аналитических агентств. В качестве исследовательского инструментария были использованы методы анализа структурных сдвигов, методы анализа экономической дифференциации и концентрации, методы непараметрической статистики. В статье показано, что социально-экономическое развитие субъектов России тесно связано с функционированием расположенных на его территории интегрированных бизнес-структур. Исследование структуры и динамики интеграционной активности в субъектах РФ на основе статистических данных за 2003–2012 гг. позволило выявить возрастающую неоднородность интеграционной активности бизнес-структур в регионах России. Гипотеза о существенной дивергенции слияний и поглощений корпоративных структур в российских регионах была подтверждена высокими значениями коэффициента Джини, коэффициента Херфиндаля и децильного коэффициента дифференциации. Результаты исследования имеют практическую значимость, так как они могут быть использованы для совершенствования существующих федеральных программ, направленных на сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ. На основе представленного анализа возможны качественное формирование инфраструктуры рынка слияний и поглощений и разработка мер региональных политик повышения конкурентоспособности российских регионов.

Экономическая безопасность российской экономики в условиях реализации политики импортозамещения
(Подробности...)
В статье анализируются условия импортозамещения по видам деятельности с позиций угрозы экономической безопасности России. Приводятся факторы импортозамещения, основным из которых является повышение уровня экономической и национальной безопасности страны посредством модернизации российской экономики. Серьезной мерой повышения экономической безопасности страны сегодня является курс на политику импортозамещения. Проблема модернизации остается актуальной, но труднорешаемой задачей, особенно в отраслях, где проблема импортозамещения наиболее остра — промышленность, сельское хозяйство и ряд других. Виды деятельности, которые можно назвать открытыми к импортозамещению, — это виды с высоким или средним показателем конкурентоспособности, инвестиционной и инновационной активности, в рамках которых возможно реализовать политику импортозамещения без угрозы экономической безопасности. Анализ основных признаков импортозамещения, к которым авторы относят уровень конкурентоспособности, инноваций и инвестиций по видам экономической деятельности, является основой формирования грамотной политики импортозамещения, не несущей угрозы экономической безопасности страны. Основные виды экономической деятельности, имеющие высокий уровень импортозависимости — это металлургическое производство, химическое производство, обработка древесины, производство электрических машин и электрооборудования, производство машин и оборудования, текстильное производство, рыболовство и рыбоводство. В результате анализа были получены следующие выводы: уровень инвестиций по рассматриваемым видам деятельности очень низкий, по уровню инноваций и конкурентоспособности наиболее выигрышно выглядят металлургическое производство на фоне отрицательной динамики и — в меньшей степени — химическое производство. По всем остальным видам реализация импортозамещения без государственного финансирования приведет к угрозе экономической безопасности страны.

Природно-ресурсный потенциал северных районов: методические особенности комплексной оценки
(Подробности...)
Экономическая оценка возобновляемых природных ресурсов остается актуальной и пока еще нерешенной проблемой. В современных условиях экономическая оценка природных ресурсов рассматривается в числе приоритетных задач государственной стратегии природопользования. Актуализации экономической оценки во многом способствовало развитие рыночных отношений в нашей стране, предопределяющих наличие стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала. Государственная кадастровая оценка природных ресурсов в стране, продолжающаяся уже второе десятилетие, является базой для исчисления земельного налога для отдельных категорий земель и не позволяет комплексно оценить природно-ресурсный потенциал. В статье раскрывается понятие экономической оценки, описывается практика ее выполнения в северных регионах. Рассматриваются традиционные методические подходы к экономической оценке, используемые в настоящий период: затратный и его модификации, рентный, рыночный, альтернативный, а также методические подходы, базирующиеся на результатах социологических исследований, получивших распространение в последнее время. Авторские рекомендации в отношении экономической оценки предполагают единообразие ее выполнения на основе результативного подхода, что обеспечивает сопоставимость расчетов и повышение достоверности полученных результатов. Предлагаемые методические подходы по оценке земельных, лесных, охотничьих, рыбных и биологических ресурсов дикорастущих растений (дикоросов) позволяют учесть специфические особенности северных территорий и осуществить комплексную экономическую оценку природно-ресурсного потенциала территории. Рассматривается целесообразность расчета индекса удельной стоимости природно-ресурсного потенциала в целях ранжирования районов в рамках субъекта Федерации по пропорциональности инвестирования проектов освоения природных ресурсов. Методические рекомендации апробированы для условий Березовского муниципального района ХМАО-Югры.

The impact of spatial concentration on enterprise performance
(Подробности...)
The objective of this paper is to reveal the impact of spatial concentration of business in the Russian cities on enterprise productivity. The hypotheses are the following: urbanization level and home market potential positively affect enterprise performance; localization economies are positive and start decreasing after some point due to congestion and excessive competition; regional transport infrastructure, business climate and human capital positively affect enterprise performance. We use firm level data augmented with city and regional data. Fixed effects are applied in order to deal with endogeneity. Agglomeration economies are considered in the light of opportunities for knowledge spillovers, input sharing and labor market pooling. Our results confirm that agglomeration economies and home market potential are important for the enterprise performance. We find positive urbanization and diversity economies, while localization economies have an inverted U shape. Results can be used to improve regional policy. For instance, significance of home market potential emphasizes the importance of transport infrastructure. Significance of agglomeration effects implies that if a sufficiently large number of firms work in a city, performance of each firm improves.

Моноотраслевые регионы России: определение, типологизация и перспективы развития
(Подробности...)
На протяжении длительного периода времени в российской экономике преимущественно решались вопросы размещения производительных сил и достижения максимальной эффективности от реализуемой промышленной политики, результатом которой стало образование моноотраслевых регионов с диспропорциями социально-экономического развития. Сегодня, как и в период предыдущего мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., резко обострились проблемы моноотраслевых регионов России ввиду их узкоотраслевой специализации. Слабодиверсифицированная структура экономики моноотраслевых регионов, падение цен на выпускаемую продукцию, высокая зависимость от зарубежных технологий при естественном истощении полезных ископаемых сдерживают социально-экономическое развитие моноотраслевых регионов. В связи с этим сегодня становится очевидной необходимость перевода акцентов на выявление путей диверсификации и модернизации таких регионов. В работе рассматривается генезис моноотраслевых территорий России с выделением сущностных характеристик и проблем, препятствующих развитию моноотраслевых регионов. Особое внимание уделяется доминирующим отраслям, определяющим региональные особенности социальноэкономического развития данных регионов, в связи с чем разработан и апробирован алгоритм определения и типологизации моноотраслевых регионов России. Проанализирован мировой опыт модернизации и реструктуризации моноотраслевых территорий. Предложены рекомендации по повышению эффективности государственной политики в отношении моноотраслевых регионов на основе использования потенциала предприятий малого бизнеса в совокупности с крупными отраслевыми предприятиями. Выявленные особенности моноотраслевых регионов России позволяют сделать вывод: для дальнейшего сбалансированного развития данных регионов необходимо использовать качественно новые подходы, учитывающие отраслевую специфику, накопленные проблемы и современное внешнеэкономическое положение Российской Федерации.

Повышение доступности жилья на основе государственной компенсации цен на энергоресурсы
(Подробности...)
В статье анализируется влияние естественных монополий на стоимость жилой недвижимости, рассматриваются основные энергоресурсы, влияющие на нее. Определяется основной энергоресурс, в качестве которого выступает нефть, рассматриваются ее основные марки и их особенности. Рассматриваются точки зрения влияния цен на нефть на цены на недвижимость разных авторов («не влияет», «прямое влияние», «косвенное влияние»). Приводятся схемы (модели), наглядно показывающие причинно-следственные связи влияния цен основных энергоресурсов друг на друга и на стоимость жилой недвижимости. Анализируется стабильность связей между ценами на основные энергоресурсы (как между собой, так и связь между каждым основным энергоресурсом и ценой недвижимости) и стоимостью жилой недвижимости на первичном рынке. Определяется интервал «кризисного» и «бескризисного» времени. Анализируется влияние энергоресурсов в «кризисное» и «бескризисное» время. Обосновывается влияние цены нефти на стоимость жилой недвижимости через цены на основной ценообразующий элемент в строительстве — цемент. В качестве одного из элементов решения жилищного вопроса предлагается внедрение целевой государственной компенсации, позволяющей адресно повысить доступность жилой недвижимости. Определяется величина государственной целевой компенсации в абсолютном (в рублях) значении и в относительном (% цены жилой недвижимости) с учетом достаточного воспроизводства населения, и вводятся ограничения на право ее использования. Рассчитывается суммарная величина государственной целевой компенсации в расчете на общее количество покупателей жилья и определяется ее доля в расходах консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Обосновывается реализация целевой государственной компенсации с учетом среднего ежегодного прироста среди наиболее крупных стран мира.
Социально-демографический потенциал регионального развития

Влияние динамики выпуска на степень дифференциации доходов в регионах России
(Подробности...)
Согласно наиболее известной теоретической концепции (гипотезе Кузнеца), на ранних этапах экономического развития следует ожидать рост неравенства доходов, который впоследствии должен смениться падением неравномерности распределения доходов. Однако существует большое количество теоретических моделей, предполагающих другие варианты динамики дифференциации доходов, выводы эмпирических работ также противоречивы. Целью настоящей работы является исследование зависимости дифференциации в доходах от уровня выпуска в регионах России. Подобный анализ, основанный на современных эконометрических методах, для России производится впервые. Результаты оценки параметров модели с фиксированными эффектами на основе данных об экономическом развитии регионов России в период с 2000 по 2011 гг. свидетельствуют о том, что неравенство в доходах, измеренное с помощью коэффициента Джини, положительно зависит от величины реального валового регионального продукта на душу населения. Следовательно, в исследуемый период распределение выгод, обусловленных ростом реального выпуска, а также потерь, вызванных его падением, происходило неравномерно. Факторами, оказывавшими понижательное давление на дифференциацию доходов, являлись межрегиональные миграционные процессы, доля социальных расходов в консолидированных региональных бюджетах, а также увеличение отношения числа занятых с высоким уровнем образования к числу работников с более низким уровнем образования. В то же время к росту дифференциации в доходах приводила разработка организациями технологических, организационных и маркетинговых инноваций, способствовавшая образованию монопольной прибыли у новаторов. Таким образом, высказывание Дж. Кеннеди о том, что «большая волна поднимает все лодки» неприменимо для описания процессов, происходивших в регионах России в период с 2000 по 2011 гг.

Расходы населения регионов Российской Федерации на покупку продуктов питания: компонентный и кластерный анализ
(Подробности...)
В статье рассматривается решение задачи проведения компонентного и кластерного анализа данных о расходах на приобретение продуктов питания как одной из важнейших составляющих уровня жизни населения. Цель анализа состоит в построении кластеров регионов Российской Федерации, различающихся по структуре расходов домашних хозяйств на покупку продуктов питания, представленных в абсолютных единицах, с учетом обобщенных показателей уровня жизни населения. Для исследования применяются такие методы интеллектуального анализа данных, как компонентный и кластерный анализ. Предложена процедура проведения интеллектуального анализа данных, которая основана на взаимосвязанном выполнении методов компонентного и кластерного анализа. Процедура интеллектуального анализа данных учитывает взаимосвязь между результатами, полученными разными методами, а также возможность возврата к предыдущему методу с целью его повторного применения для последовательного уточнения состава формируемых кластеров состояний домохозяйств. Выявлены малочисленные кластеры благополучных регионов, характеризующихся высоким и средним уровнем расходов домохозяйств на покупку основных продуктов питания, а также довольно многочисленные кластеры недостаточно благополучных и неблагополучных регионов, характеризующихся низким уровнем расходов домохозяйств. Показано, что рост уровня жизни, характеризующийся величиной валового регионального продукта на душу населения, сопровождается ростом коэффициента Джини, характеризующего неравенство в распределении доходов, а также снижением расходов на приобретение малоценных продуктов питания. Результаты анализа могут быть применены для разработки системы поддержки принятия решений, предназначенной для анализа сценариев макроэкономического регулирования в области политики доходов с целью повышения уровня жизни населения. Проведенный анализ данных о расходах населения на приобретение продуктов питания позволил выявить кластерную структуру регионов РФ, визуализировать ее в пространстве обобщенных признаков, описываемых главными компонентами, и сформулировать отличительные характеристики кластеров регионов, важные для принятия управленческих решений.

Pension Reforms in Countries with Developed and Transitional Economies
(Подробности...)
The subject matter of the research is as follows: pension reforms conducted by some states define the transformation of pension systems. The choice of countries is stipulated by the fact that each of them has different types of pension systems and preconditions for reforms. The purpose is to develop an approach that allows comparing and evaluating changes in disparate systems. The hypothesis is that the ongoing pension reforms, regardless of initial conditions and their type lead to a similar trajectory of pension systems development in all countries. The methodology rests on the comparative analysis that was carried out on the basis of a single algorithm that allows to determine significant modifiable parameters and the overall direction of reform. The novelty is that the authors research the ongoing pension reform from the viewpoint of pension rights formation and distribution of risks. The results are a single trajectory of reforms implementation for the studied countries, which confirms the authors’ hypothesis. The specific features of the Russian pension system do not affect the reform trajectory, which is similar to all countries. The conclusions are the following: the reducing pressure on pension system requires increasing revenues and limiting the number of potential participants. This is achieved by expanding sources of financing, increasing the dependence of pension on an employee’s contributions, transferring the risks of old age into the individual level, and employment motivation during the retirement period. The principle of the intergenerational solidarity loses its value. The obtained results can be used for the pension reform modification in the Russian Federation, the development of voluntary pension insurance based on the experience of other countries and risks faced by the modern Russian pension system.

Using Cohort Fertility Indicators to Assess and Predict the Effectiveness of Demographic Policies
(Подробности...)
The analysis of fertility indicators for cohort gives an adequate assessment of the effectiveness of demographic policy and measurement of perspective fertility rates for demographic forecasts, eliminating the impact of the shifts in birth timing in their dynamics. Traditionally, the average number of children born in a cohort is delivered in population census results. The assessed values of these indicators can be obtained by using age-specific fertility rates. The practical experience suggests that for Russia on the whole, these calculated estimates are undeniably correct. On the regional level, their accuracy raises doubts, as female groups for which age-specific fertility rates are provided, can markedly differ year after year because of inter-regional migration, and vary from population census data. The authors attempt to consider the applicability of such approach to fertility rate estimations for a cohort in the regions of the Ural Federal District. For some regions, summed age-specific fertility rates produce reasonable results. It is thus expedient to take as a basis the average number of born children for cohort according to the population census and add annual age-specific fertility rates for the post-census period. The analysis of average numbers of children born in a cohort (as for the beginning of 2014) has shown positive shifts both for Russia on the whole and for the Ural Federal District regions. The majority of females, which reproductive behavior may be affected by public support measures provided for families with children and introduced from 2007, have not finished their child-bearing process yet. However, it is already possible to report at least about the stabilization of the average number of the second and third births, starting with the cohorts born in the early 1970s. Thus, the shares of females given birth to the second child among those given birth to the first child, and the shares of mothers given birth to the third child among those given birth to the second, were not simply stabilized but have already increased. At the same time, the available statistical and sociological data do not provide evidence of shifts in birth timing toward earlier births of the second and subsequent children. More likely, it is arguable that the births postponed for a long time were fulfilled.

Региональная дифференциация показателей человеческого потенциала
(Подробности...)
Целью представленного в статье исследования является межрегиональный анализ человеческого потенциала. Kачество самого населения в региональном разрезе изучено значительно меньше, чем качество жизни населения. В статье приводится расширенная характеристика человеческого потенциала по семи направлениям: экономическая деятельность, демографические процессы, физическое здоровье, культурный потенциал населения, социальное здоровье, образовательный потенциал, отношение населения к окружающей среде. По всем этим направлениям на базе официальной статистики за 2008–2012 гг. отобраны 63 показателя, характеризующих человеческий потенциал. В итоге проведение корреляционного анализа привело к обоснованию системы индикаторов уровня развития человеческого потенциала, состоящей из 10 показателей. В систему вошли 3 экономических и 7 социальных показателей, характеризующих человеческий потенциал. По этим показателям иерархическими агломеративными (объединительными) методами кластерного анализа проведена типологизация российских регионов в двух вариантах: с экономическими показателями и без них. Результатом проведенных расчетов стала устойчивая во времени типология регионов по показателям человеческого потенциала, охватывающая 74,4 % населения России. Приведена содержательная интерпретация разбиения регионов на группы, выявлены сильные и слабые стороны каждого кластера, отмечены специфические особенности входящих в них регионов. Результаты могут быть использованы при выработке мер для сокращения межрегионального неравенства в отношении уровня развития человеческого потенциала. Какие именно меры могут оказаться эффективными, можно определить, изучив стратегические направления развития регионов в кластере, наиболее благополучном в отношении исследуемых характеристик человеческого потенциала.
Отраслевые и межотраслевые комплексы

Формирование рейтинговых оценок эффективности деятельности региональных систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования
(Подробности...)
В условиях усиления региональной дифференциации организации систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования особую актуальность приобретают сравнительный анализ и оценка эффективности их деятельности в разрезе субъектов РФ. Поэтому в качестве объекта проведенного авторами исследования, результаты которого излагаются в данной статье, были выбраны региональные системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования (далее — ОМС), а предмет исследования составил инструментарий анализа эффективности деятельности систем. В статье проводится компаративный анализ авторских подходов к формированию критериев оценки эффективности деятельности региональных систем здравоохранения и ОМС, а также к построению типологии субъектов РФ по этим критериям. Предлагается система показателей оценки экономической и медико-социальной эффективности деятельности рассматриваемых систем. Причем совокупность показателей экономической эффективности образуют две группы показателей. Первая группа показателей отражает финансовую эффективность, а вторая — структурную эффективность. Разрабатывается методологический подход к формированию рейтинга субъектов РФ по уровням эффективности, основанный на процедурах кластерного анализа и аппарате нечеткой математики. Особенность предлагаемого подхода к построению типологии субъектов по уровню эффективности заключается во введении некоторого эталонного субъекта со средними по РФ показателями эффективности систем, что позволяет качественно оценить эффективность деятельности региональных систем здравоохранения и ОМС путем их сравнения с эталонной системой. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о высокой дифференциации субъектов РФ по уровню экономической эффективности, позволяют выявить субъекты-аутсайдеры. Полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы для рационального выбора приоритетов государственной политики в сфере здравоохранения и ОМС на федеральном и региональном уровнях.

Механизмы планирования развития электроэнергетической системы региона
(Подробности...)
В статье рассмотрены ключевые проблемы региональных энергетических систем, связанные с отсутствием регламентированных механизмов взаимодействия для объединения ресурсов различ-ых субъектов в целях осуществления инвестиционной деятельности. Одной из основных проблем для электроэнергетики стала проблема физического и морального старения генерирующего и электросетевого оборудования. В статье обоснована необходимость формирования системы управления развитием электроэнергетики. Описаны недостатки схемы организации современного инвестиционного процесса в энергетических компаниях. Показано отсутствие преемственности между региональными и местными документами стратегического планирования и инвестиционным планированием энергетической компании. Предложена возможность разработки нового механизма привлечения инвестиций. Обоснована регламентация совместной деятельности по реализации региональной программы развития электроэнергетики. Представлена система управления развития электроэнергетики России. Проведен сравнительный анализ механизмов развития и инвестирования генерирующих мощностей, таких как договор о предоставлении мощности, механизм гарантирования инвестиций и долгосрочный рынок мощности. Показана схема взаимодействия планирования развития электроэнергетической инфраструктуры. Предложен механизм, осуществляющий связь между государственным отраслевым и территориальным планированием и корпоративным планированием процессов развития электроэнергетической инфраструктуры. Рассмотрены региональные аспекты промышленной политики и ее законодательное обеспечение. Для успешной реализации проектов на основе государственно-частного партнерства необходимо создать эффективную модель государственно-частного партнерства в рамках действующего федерального и регионального законодательства, разработать финансовую модель, обеспечивающую возвратность вложенных инвестиций, обеспечить взаимовыгодное сотрудничество органов исполнительной власти и частных инвесторов. Обосновывается вывод о возможности применения механизма государственно-частного партнерства для развития региональной энергетической инфраструктуры. Применение механизма государственно-частного партнерства может решить задачу регионального и межрегионального развития энергетической инфраструктуры, что особенно актуально для регионов Сибири и Дальнего Востока.

Внедрение системы открытого электронного обучения как фактор развития региона
(Подробности...)
В статье анализируются экономические и социокультурные предпосылки внедрения открытого электронного обучения в вузах Уральского региона, а также возможный экономический эффект этого вида образовательной деятельности. Доказывается закономерность перехода вузов к электронному обучению, в том числе в связи со сменой образовательной парадигмы и характера управления системой образования. Экономика электронного обучения рассматривается в двух аспектах — как внутривузовский и как региональный фактор. Гипотеза работы связана с приданием экономического измерения получающей все более широкое распространение гуманитарной концепции электронного обучения применительно к отдельному вузу и отдельному региону. Их опыт может стать аргументом для других участников современного российского рынка образовательных услуг. Методология статьи базируется на признании изоморфизма макроэкономических процессов информационного общества и процессов, происходящих в отдельной отрасли — системе высшего образования. На основе анализа мирового опыта и основных теоретических подходов к электронному обучению, в том числе концепции Lifelong Learning, авторы делают вывод о прогрессирующем росте интереса к нему в разных странах и регионах, а также определяют его базовые характеристики. Электронное обучение трактуется, в первую очередь, как инструмент повышения качества и эффективности образовательного процесса. Точность понимания функций и специфики электронного обучения позволяет определить положительный экономический эффект его применения для вуза, региона и работодателей. В статье показаны организационные механизмы и финансовая модель внедрения электронного обучения в Уральском федеральном университете. Показаны варианты стоимости разработки электронного курса открытого типа, параметры инвестиций для их создания, возможное влияние окупаемости курса на его корректировку автором в сторону большей актуальности, а также затраты при реализации образовательных программ с применением электронного обучения. Анализ деятельности УрФУ по внедрению электронного обучения дает возможность в дальнейшем представить эффект от внедрения электронного обучения в других вузах региона. Результаты работы могут использоваться в учреждениях высшего и среднего образования при принятии решений об объемах и формах электронного обучения.

Потребительский сектор России: методология оценки
(Подробности...)
В статье представлена методология оценки состояния потребительского сектора России, а также результаты ее применения. Мониторинг потребительского сектора Российской Федерации предложено осуществлять, используя индикативные показатели, сгруппированные в два блока: блок оценки состояния рынка товаров и блок оценки состояния рынка услуг. Блок оценки состояния рынка потребительских товаров разделен на два модуля: продовольственные и непродовольственные товары. Этот блок позволяет оценить состояние потребительского сектора по двум составляющим: по сектору реализации (оценивает приемлемость сферы розничной торговли для конечного потребителя) и сектору производства (оценивает состояние отечественного производства товаров). Результаты проведенных расчетов показывают, что состояние потребительского сектора России за период 2000–2014 гг. улучшились, однако в целом уровень развития сектора можно оценить как низкий. Проведенный анализ показал, что финансирование увеличивается большими темпами, чем показатели качества развития сектора. Так, например, для сельскохозяйственной сферы рост финансирования за 15 лет увеличился в 1,5 раза (в сопоставимых ценах 2000 г.) притом, что объем производства сельскохозяйственной продукции не увеличился. Также актуальной проблемой является слабая дифференциация российской экономики, о чем свидетельствуют низкие показатели сектора производства непродовольственных товаров (степень обеспеченности непродовольственными товарами собственного производства остается на низком уровне и составляет в среднем 20 %). Наличие обозначенных проблем свидетельствует о необходимости реформирования регулирования потребительского сектора, прежде всего, в части формулирования приоритетов его развития и совершенствования финансово-экономических механизмов их достижения.

Институционально-организационные особенности трансграничных перевозок грузов в условиях интеграции на постсоветском экономическом пространстве. Часть II
(Подробности...)
В статье рассматриваются технические, технологические, институциональные и организационные барьеры трансграничных перевозок грузов. В исследовании используется институциональный подход как методологическая альтернатива другим подходам. Затрагиваются институционально-организационные проблемы обустройства пограничных пунктов пропуска, последствия применения унифицированных перевозочных документов, внедрения электронных форм передачи информации. Особое внимание уделено анализу показательных акций и повседневной практики сокращения времени таможенных процедур, снижения транзакционных издержек трансграничного движения грузов. При этом указывается, что наиболее действенным способом повышения эффективности трансграничных перевозок грузов является одновременное осуществление технических и институциональных инноваций. Акцент сделан на выявлении институционально-организационных особенностей международных перевозок грузов автомобильным транспортом (в частности, проблем эволюции института гарантированной уплаты таможенных платежей), функционировании разрешительной системы при осуществлении трансграничных перевозок грузов. Особо указывается на то, что государственная поддержка национальных предпринимателей требует выработки механизма, обеспечивающего паритет российских и иностранных перевозчиков, хотя бы в области транспортировки грузов для государственных нужд, с привлечением кредитных ресурсов банков с государственным участием. Подчеркивается, что первым шагом на пути совершенствования институциональной среды международных автоперевозок должна стать ликвидация всех неформальных (теневых) отношений в этой сфере. Выявлены институциональные особенности перевозок грузов по отдельным транспортным направлениям, в частности, перевозок грузов автомобильным транспортом в Китай через территорию Казахстана, а также проблемы и перспективы использования и развития транзитного потенциала Калининградской области. Показаны институционально-организационные особенности раз- вития смешанных перевозок грузов в трансграничном сообщении. В статье сделан вывод, что развитие трансграничных перевозок грузов и реализация транспортно-транзитного потенциала государств — участников ЕАЭС могут и должны стать весомыми источниками доходов хозяйствующих субъектов, бюджетов всех уровней и населения, а также локомотивом производственно-технологической модернизации и институционально-организационной эволюции экономических систем стран и интеграционных объединений.

Обоснование направлений развития ресурсных территорий — комплексная «мезоуровневая» проблема
(Подробности...)
В статье представлен подход к анализу и оценке комплексных проектов строительства инфраструктурных объектов в увязке с освоением ресурсно-сырьевого потенциала слабоосвоенных территорий. При строительстве объектов инфраструктуры показана целесообразность применения механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих минимизировать риски и максимизировать выгоды. Концептуальная основа разработанного подхода связана с идеями и принципами преобразующего проектного инвестирования («импакт-инвестирования», создания «общих ценностей») и инклюзивного экономического развития, которые все шире применяются в мировой практике, особенно для решения проблем социально-экономического развития отстающих стран и территорий. В статье рассмотрен зарубежный опыт и обоснована актуальность применения соответствующих концепций в российских условиях. Выявлены методические трудности, связанные с использованием традиционных методов для оценки экономических эффектов проектного инвестирования в условиях высокой неопределенности. Обоснована необходимость применения моделей и методов (реальных опционов и когнитивных моделей), позволяющих непосредственно учитывать действие фактора неопределенности и проектных рисков. Предложен методический инструментарий для оценки социально-экономической эффективности комплексных проектов развития инфраструктуры и освоения минерально-сырьевых ресурсов. Разработанный подход применен при обосновании проекта строительства автодороги в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Показано, что существуют возможности формирования комплекса институциональных и организационно-финансовых условий, при которых реализация проекта станет привлекательной и для инвесторов, и для государства и принесет социально-экономические выгоды территории проектной деятельности. Предложенные подход и инструментарий могут быть использованы в стратегическом планировании социально-экономического развития сырьевых регионов при обосновании инфраструктурных проектов.
Агропродовольственный рынок: новый вектор развития

Многофакторный вектор развития сельского хозяйства региона
(Подробности...)
Раскрыты потенциал развития сельского хозяйства Волгоградской области, позволяющий перейти к устойчивому типу воспроизводства, и формирующие его факторы: природные условия, размещение, технологические типы производств, аграрная структура, горизонтальная и вертикальная интеграция, государственная поддержка. Обоснован методический подход дифференциации несвязанной поддержки, предложен механизм его реализации. Доказательная база аргументирована многолетними исследованиями влияния факторов интенсификации и качества почвы на продуктивность земли в регионе. В границах сложившихся природных зон выделены зоны территориально-экономического развития: зоны конкурентного и эффективного производства зерна, зона товарного производства подсолнечника, зоны территориального и приоритетного развития, сформулированы критериальные признаки их формирования. В качестве критериев, наряду с природным фактором, приняты уровень технологичности производства и развития сельских территорий, расселение, сложившийся уклад, размещение производственной инфраструктуры, ресурсы, структура аграрной экономики. Аргументированы эволюционное вхождение малого агробизнеса в инновационную экономику и создание на этой основе особого сектора аграрной экономики — органического сельского хозяйства, которое целесообразно развивать в сфере молочного скотоводства и овощеводства. Представлен стратегический анализ сложившихся в сельском хозяйстве региона технологических типов производств в разрезе организационных формирований и видов деятельности: индустриальный с элементами инноваций, экстенсивно-интенсивный с элементами инноваций, экстенсивно-интенсивный и экстенсивный, обусловливающие проведение модернизации как фактора эволюционного формирования инновационной экономики в аграрном секторе. С учетом мировых тенденций обоснованы приоритеты расширения доступности массового производителя сельскохозяйственной продукции на рынок, реализуемые в рамках кластера, агрохолдинга, кооператива.
Инновационный потенциал региона

Моделирование инновационного резонанса в индустриальных регионах
(Подробности...)
Основной целью статьи является обоснование математических моделей, описывающих инновационный резонанс в индустриальных регионах. В статье проведен глубокий анализ трендов развития индустриальных регионов России, на основании которого выдвинуты и проверены гипотезы: гипотеза о неравномерности экономического развития различных типов индустриальных регионов (регионы, укрепляющие свой индустриальный статус, новые индустриальные регионы и деиндустриальные регионы), гипотеза об индивидуальности развития отдельных типов индустриальных регионов, гипотеза о каталитической роли государства в инновационной динамике, гипотеза о существовании инновационного резонанса в экономической системе. Авторами предложена методология инновационного резонанса, приведены условия возникновения резонанса в экономической системе, обоснованы типы резонансного отклика. Основные использованные методы: метод резонансного управления, воспроизводственный метод, методы экономико-математического моделирования. В статье авторами предложена математическая формализация механизма инновационного резонанса в региональной промышленной системе, включающая: а) модель формирования инвестиций по отраслям промышленности и воспроизводственным секторам; б) динамическая многоотраслевая (многосекторная) модель воспроизводства; в) модель адаптивного управления инновационным саморазвитием региональной промышленной системы; г) модель устойчивости инновационной динамики и расширенного воспроизводства. В прикладной части статьи авторами исследован инновационный резонанс в индустриальных регионах России. В контексте инновационного резонанса авторами рассмотрена функциональная промышленная политика одного из типичных индустриальных регионов и резонансные отклики, связанные с ее реализацией. Результаты исследования, приведенные в статье, могут быть использованы при обосновании механизмов региональной промышленной политики, а также для оценки регулирующего воздействия действующих нормативно-правовых актов.

Релевантные факторы инновационной активности малого бизнеса в регионах
(Подробности...)
Статья посвящена системному анализу, направленному на выявление ключевых причин низкой инновационной активности в регионах РФ. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой достижение полноты и объективности анализа причин низкой инновационной активности малого предпринимательства в регионах РФ требует применения принципов холизма и системности. Для реализации этих принципов авторы использовали концепцию «минимального числа описательных уровней социально-экономической системы». В работе проведено исследование духовнокультурного, когнитивного, институционального, материально-технологического слоев социально-экономической системы. Особое внимание уделено когнитивному и институциональному слоям. Основу методологии исследования составили методы корреляционно-регрессионного анализа, карт позиционирования, интегральной оценки, авторский метод оценки развития экономики знаний и кластеризации. Оценка качества институциональной среды инновационных малых фирм проводилась на основе ресурсного подхода. Авторами получены следующие основные результаты. Темпы роста спроса на знания в регионах превысили темпы роста регионального предложения знаний, включая инновационные разработки малого предпринимательства. Показана замедленная реакция поставщиков инновационных идей на спрос на инновации. Выявлена тенденция нарастания дифференциации российских регионов по уровню развития экономики знаний. Не обнаружено наличия значимой линейной корреляции инновационной активности малых фирм и качества институциональной среды. Показано, что регионы практически однородны по качеству базовых социально-экономических институтов, а более чем 60 % регионов имеют интенсивность инновационных процессов малого бизнеса ниже среднероссийского уровня. Полученные результаты позволяют расширить научно-методологическую базу стимулирования инновационной активности малого предпринимательства не только на макро-, но и на мезоуровне. Авторы пришли к выводу, что поскольку все выделенные слои социально-экономической системы взаимосвязаны между собой и в каждом из них присутствует ряд узких мест, активно предпринимаемые государством точечные меры по развитию исключительно институтов инновационной инфраструктуры не способны привести к росту инновационной активности малого предпринимательства.
Современный инструментарий анализа и управления экономическими процессами

Оптимизация управления финансовыми потоками на основе оценки региональных мультипликативных эффектов
(Подробности...)
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности управления финансовыми ресурсами регионов. В качестве основной гипотезы обоснован тезис о том, что оптимизация управления региональными финансовыми потоками должна осуществляться на основе учета мультипликативных экономических эффектов, позволяющих более полно оценивать результативность региональной социально-экономической политики. В статье представлена многофакторная модель управления финансовыми потоками на региональном уровне — матрица финансовых потоков, основанная на принципах теории общего экономического равновесия, балансовом методе «затраты — выпуск» и методологии системы национальных счетов. В качестве важного структурного элемента модели представлен сводный бюджетный баланс региона. Разработана методика интегрирования сводного бюджетного баланса региона в матрицу финансовых потоков. На примере отдельных субъектов Федерации рассчитаны матричные мультипликаторы сводного бюджетного баланса, позволяющие моделировать мультипликативные экономические эффекты, возникающие в результате воздействия различных видов экзогенных экономических факторов на развитие регионов — прогнозировать влияние изменения налогово-бюджетного перераспределения на ВРП и доходы населения, оценивать воздействие внешних инвестиций на экономический рост регионов и исследовать на региональном уровне эффективность федеральной налоговой политики. В статье показано, что величина мультипликативного эффекта зависит от ряда факторов, в том числе от внешнеторговых связей региона, его импортозависимости, доли добавленной стоимости в валовом выпуске, а также от склонности домашних хозяйств к сбережению. Авторский подход может использоваться органами власти различного уровня при разработке стратегий социально-экономического развития, оценке степени и направления влияния различных экзогенных факторов на экономику территории, а также анализе инвестиционных инициатив со стороны частного сектора, претендующих на финансовую поддержку проектов со стороны государства. Предложены направления совершенствования управления финансовыми потоками на основе максимизации мультипликативных экономических эффектов в краткосрочной и среднесрочной перспективах для регионов, имеющих различный уровень бюджетной обеспеченности.

Модель построения сети дистрибуции на основе многофакторного анализа промышленно-логистического потенциала регионов
(Подробности...)
Развитие международной интеграции российской экономики связано с необходимостью реализации конкурентных преимуществ геополитического положения России, промышленного потенциала регионов, логистической инфраструктуры транспортных коридоров. В статье рассматриваются модель проектирования цепи поставки (сети дистрибуции) на основе многофакторного анализа и методика обоснования ее конфигурации по факторам затрат и уровню развития логистической инфраструктуры. Для решения задачи размещения одного или нескольких логистических центров на обслуживаемой территории используется двухэтапный алгоритм. На первом этапе принимаются решения о целесообразности выбора того или иного варианта развития с использованием типовой модели «Make or buy». Критерием принятия решения является гарантированное преодоление порога безразличия с учетом статистических характеристик уровней затрат для вариантов «купить» и «сделать», зависящих от объема потребления услуг или товаров. На втором этапе при оценке выбора размещения одного или нескольких логистических центров на обслуживаемой территории используется эвристический метод Ардалана. Параметры модели задаются с учетом оценки перспектив развития региона и его инвестиционного потенциала (наличия и состава трудовых, производственных, природных ресурсов, финансовых и потребительских возможностей, институционального, инновационного, инфраструктурного потенциала). Кроме того, проанализированы такие критерии, как финансовая привлекательность региона, наличие профессионально подготовленных кадров, конкурентные преимущества продвигаемой компании и другие. Дополнительным критерием является формирование матрицы приоритетов, которая учитывает такие факторы, как сложности таможенного оформления и сертификации, уровня развития транспортной инфраструктуры регионов, политических рисков и другие. Закрепление региональных потребителей за тем или иным центром дистрибуции может быть обосновано результатами решения транспортной задачи открытого типа. Результатом работы является разработка оптимальных вариантов размещения центров дистрибуции на основе многофакторного анализа. Данную модель можно использовать при проектировании сетей продвижения продукции на территориях и в регионах, предполагающих ускоренное социально-экономическое развитие.

Изучение эколого-экономических показателей посредством новой версии интегрированной модели MERGE. Часть 1
(Подробности...)
Одной из наиболее актуальных современных проблем является задача прогнозирования климатических изменений и смягчения их последствий. Официальная точка зрения, отраженная в Климатической доктрине Российской Федерации, состоит в признании необходимости формирования государственного подхода к проблемам климата и смежным вопросам на основе всестороннего научного анализа экологических, экономических и социальных факторов. С этой целью привлекаются комплексные оценочные модели, имеющие междисциплинарный характер. Их функциональность характеризуется возможностью построения и тестирования различных сценариев динамики сложных систем. Основными целями вычислительных экспериментов, описываемых в статье, являются проверка последствий гипотетического участия России в инициативах по снижению выбросов парниковых газов по типу Киотского протокола и апробация в моделировании одной из методик расчета зеленого ВВП, информирующего об эффективности природопользования. Для достижения указанных целей используется оптимизационная модель MERGE, классическая версия которой предназначена для количественного оценивания результатов применения природоохранных стратегий. Компонентами модели являются экономико-энергетический модуль, климатический модуль и модуль оценки вероятных потерь. Основное внимание в работе уделяется адаптации модели MERGE к современному состоянию мировой экономики в условиях сложной геополитической обстановки и введению в модель новой компоненты, реализующей упрощенную методику расчета зеленого ВВП. В качестве базового источника входных данных для анализа возможных траекторий экономического развития России и показателей их экологической эффективности используется Проект сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития России на 2016 г. и плановый период 2017−2018 гг., выполненный Минэкономразвития РФ. Расчеты свидетельствуют о наличии у России резервов для безболезненного участия в природоохранных инициативах, состоящих в непревышении к 2020−2025 гг. уровня выбросов 1990 г. В то же время, задача увеличения экологической эффективности российского ВВП является актуальной и требует безотлагательного решения. Представляется, что результаты моделирования могут быть востребованы компетентными органами, принимающими управленческие решения.

Синергетическое моделирование параметров энергетической системы Российской Федерации
(Подробности...)
Энергетическая система в любом государстве составляет основу экономики. Уровень ее развития оказывает влияние на количественный и качественный состав хозяйствующих субъектов, периоды экономического роста, падения и стагнации. О существенных проблемах в данной сфере Российской Федерации свидетельствует высокий процент энергодефицитных территориальных образований, что несет в себе определенную угрозу энергетической безопасности государства. Одним из перспективных направлений повышения энергетической безопасности выступают внедрение и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которые помимо очевидных эффектов (обеспечение энергодефицитных и, зачастую, труднодоступных территорий электроэнергией), способствуют внедрению и распространению новых технологий, решая тем самым важные социальные и экономические задачи. При этом большое значение имеет проблема рекуперации возобновляемых и традиционных источников энергии (ТИЭ), заключающаяся в определении оптимального соотношения их использования. Одной из основных задач в этой связи является построение модели, адекватно отражающей соотношение ВИЭ и ТИЭ в энергетической системе РФ. В работе представлены результаты применения синергетического подхода к построению такой модели. В качестве основного инструмента использована модель Лотки — Вольтерра, позволяющая на основании рассмотрения упрощенных закономерностей изучать характер поведения рассматриваемых систем. Установлено, что лучшие возможности для осуществления качественного скачка в энергетической сфере России были в 2008 г. Проведенные расчеты позволили исследовать поведение энергетической системы РФ при вариации начальных условий и оценить корректность целевых ориентиров для доли электроэнергии, произведенной на основе использования ВИЭ, в совокупном объеме электроэнергии страны.
Актуальное

События
Даты
Мероприятия
Семинары
Конференции
Круглые столы
Симпозиумы
Конкурсы
<Август 2017>
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910